Москва, 10 июля 2005 года. "Узбекистан для России - все равно, что Мексика для Соединенных Штатов Америки", - сказала мне профессор российской политики Елизавета Исаева, когда мы шли по Старому Арбату.
"Точно так же, как Соединенные Штаты не способны контролировать свою южную границу с Мексикой, так и победа радикального ислама в Узбекистане, в сочетании с нашей чеченской проблемой, создали бы, пожалуй, неконтролируемую исламскую угрозу для России, - продолжала она. - Как чувствовали бы себя американцы, если бы Че Гевара (Che Guevara) возродился на американо-мексиканской границе?"
Тринадцатого мая нынешнего года узбекский президент Ислам Каримов подавил попытку восстания в расположенном на севере страны городе Андижан. Правозащитные организации утверждали, что узбекские силы безопасности убили около 1000 человек; они назвали это "массовой резней", но правительство в Ташкенте не признает эту цифру.
Организация Североатлантического договора (НАТО), Организация Объединенных Наций (ООН) и поначалу также Соединенные Штаты Америки, подталкиваемые правозащитными организациями, призвали к независимому международному расследованию событий в Андижане. Министр обороны России Сергей Иванов выступил против подобного расследования, а в дальнейшем соглашение между США и Россией заблокировало всякие призывы к расследованию нарушений прав человека в Узбекистане. Администрация Буша-младшего (George W. Bush), поглощенная событиями в Афганистане и Ираке, пытается избежать перенапряжения сил в Узбекистане.
Однако взрывоопасность ситуации в Узбекистане была подчеркнута тем фактом, что 3 июня с.г. поступили донесения разведки о предстоящих в ближайшее время нападениях на посольства Израиля и США в Ташкенте, которым пришлось эвакуировать почти всех своих сотрудников.
Правительство Каримова, обозленное возможностью вмешательства США во внутренние дела Узбекистана, отреагировало на это ограничениями на использование американцами авиабазы Карши-Ханабад, важного транспортного узла, который используется для тылового обеспечения военных операций США против талибов и "Аль-Каиды" в Афганистане.
Не желая рисковать углублением разногласий между великими державами из-за Узбекистана, Соединенные Штаты изменили свои маршруты полетов, начав использовать вместо Карши-Ханабада аэропорты в соседнем Киргизстане.
Мусульмане составляют 88% 26-миллионного населения Узбекистана, и эта страна считается рассадником радикальных исламских террористических группировок. Соединенные Штаты насчитали в Узбекистане четыре повстанческие группировки: "Аль-Каида" (al Qaeda), "Исламское движение Узбекистана" (Islamic Movement of Uzbekistan), "Исламский джихад" (Islamic Jihad) и Исламское движение Восточного Туркестана" (Eastern Turkestan Islamic Movement). К ним нужно добавить пятую, "Партию освобождения" (Hizb-Ut-Tahrir), которая добивается создания в Ташкенте исламского халифата.
"Америку отделяют от мусульманского мира океаны, но Россия сидит на вершине вулкана", - заметила мне г-жа Исаева. - Поскольку Россия расположена к северу от большинства стран исламского мира, мы на своем южном фланге имеем 300 миллионов мусульман".
В Средней Азии соперничают друг с другом четыре основных игрока: Соединенные Штаты, Узбекистан, Россия и Китай. Средняя Азия сегодня является полем сражения для дипломатии великих держав и снова вышла на авансцену истории. Это региональное воспроизведение "холодной войны".
Дипломатия Вашингтона в Узбекистане противоречива.
С одной стороны, после нападений на Америку 11 сентября 2001 года узбекское правительство разрешило Соединенным Штатам создать на своей земле военную базу. Эта база не только играет важную роль в войнах в Афганистане и Ираке, но также позволяет разместить американскую военную мощь на границах России и Китая. База в Узбекистане является жизненно важным звеном в цепи окружения и России, и Китая. У американцев есть еще одна база в соседнем Киргизстане, и поэтому не в интересах Америки делать что-либо, что могло бы подорвать способность продолжать использование этих объектов.
С другой стороны, г-н Каримов является авторитарным правителем в советском стиле и препятствием для амбициозных устремлений г-на Буша-младшего по демократизации всего мира. Но Соединенные Штаты не могут принять решительные меры с целью свержения этого клона КГБ, потому что его уход может привести к власти правительство исламских фундаменталистов. Поскольку 88% узбеков - мусульмане, и поскольку в Узбекистане активно действуют пять, по меньшей мере, радикальных исламских группировок, попытки Соединенных Штатов демократизировать эту страну могли бы закончиться приходом к власти в стране, расположенной к северу от Афганистана, правительства исламских радикалов.
Прежде всего, Вашингтону нужно избежать воссоздания китайско-советского альянса времен "холодной войны". США не должны делать в Узбекистане ничего такого, что могло бы способствовать оживлению китайско-советского соглашения о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.
Возможности выбора для Каримова были сокращены в результате недавних волнений в Грузии, на Украине и в Киргизстане. Народные восстания в этих бывших советских республиках свергли авторитарные правительства, и г-н Каримов опасается, что подвижка влево, отказ от своего единоличного контроля в конечном итоге тоже приведут к тому, что он будет смещен.
Соответственно, он переместился на правый фланг политического спектра, к тесным партнерским отношениям с Россией. Общий страх, призрак радикального ислама, объединяет российского президента Владимира Путина и г-на Каримова. Но в то время как г-н Путин чувствует, что ему угрожает ислам повсюду в Средней Азии и в Чечне, г-н Каримову грозит возможный заговор "Аль-Каиды" в Ташкенте.
Отношение России к волнениям в Узбекистане диктуется не только ее страхом перед экспансией ислама, но также и паникой в отношении своего окружения Соединенными Штатами. Американские военные объекты в Узбекистане и Киргизстане открывают сердце России для воздушных нападений США.
Это российская версия Кубинского ракетного кризиса, разыгрываемая в Средней Азии.
Американо-узбекские соглашения усиливают беспокойство России в связи с расширением НАТО на восток. Россия не только потеряла свою империю в Восточной Европе, но НАТО совершила прыжок в восточном направлении и включила в свой состав прибалтийские страны Эстонию, Латвию и Литву.
В дополнение к этому, Украина при президенте Викторе Ющенко проявляет интерес к вступлению как в Европейский союз (ЕС), так и в НАТО. Если дело дойдет до этого, войска НАТО на украинско-российской границе окажутся в каких-то 500 милях (1 сухопутная миля = 1,609 км) от Москвы.
Что касается Китая, НАТО его не волнует, но военные объекты США в Узбекистане и Киргизстане тревожат. В Средней Азии американские боевые самолеты оказываются всего в 1500 милях от Пекина - около 3 часов полетного времени.
У Китая есть собственная проблема исламского радикализма. Синьцзян, самую западную провинцию Китая, которая имеет общую границу с Киргизстаном, населяют уйгуры.
Уйгуры говорят на языке тюркской группы, являются этническими тюрками и по религии - мусульмане. У Пекина также есть "комплекс Че Гевары", ибо он должен помешать уйгурам отделиться от конфуцианского Китая и объединиться с исламским Киргизстаном.
Исламский сепаратизм и американское проникновение в Среднюю Азию способствуют возрождению китайско-советского союза времен "холодной войны". Советского Союза не стало, а Средняя Азия раздроблена, и поэтому умерший союз Советского Союза и Китая времен "холодной войны" возрождается как китайско-российская антанта периода после 11 сентября.
Общая цель борьбы против исламских сепаратистских движений подвигла Китай и Россию на создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которую вошли четыре бывшие среднеазиатские советские республики: Таджикистан, Казахстан, Узбекистан и Киргизстан.
Ведущими державами в ШОС являются Китай и Россия, а целью этого альянса является укрепление сотрудничества ради повышения собственной безопасности и ограничения влияния Соединенных Штатов в регионе.
Американское телевидение стало сообщником в том, чтобы скрыть существование китайско-российского альянса от народа Соединенных Штатов. Уступая имидж-мейкерам в правительстве, на майских празднествах в России по случаю 60-й годовщины окончания второй мировой войны Буша-младшего выставили как несгибаемого борца за демократию. Хотя россияне протестовали, Буш-младший, находясь в Латвии и Грузии, выступал по телевидению и сказал, что эти страны не должны опасаться новых захватов - имея в виду российскую гегемонию.
Однако, как только Буш-младший покинул Москву, мир CNN погас.
"Чего не увидел американский народ, так это заготовленного Путиным пиаровского трюка", - сказала г-жа Исаева.
"Как только Буш-младший поднялся на борт своего самолета с бортовым номером ВВС США '01', президент Путин встретился с китайским председателем Ху Цзинтао (Hu Jintao)".
"Сегодняшняя политика - это театр, - продолжала она. - Когда Путин и председатель Ху пожимали руки для телезрителей в Пекине и Москве, то посылали четкое сообщение о том, что реальным результатом торжеств по случаю 60-й годовщины (окончания второй мировой войны) стала китайско-советская дружба".
Российские и китайские национальные интересы в Узбекистане объединяет исламский фундаментализм.
После резни в Андижане 13 мая с.г. г-н Каримов полетел в Пекин, чтобы заручиться союзником. Во время его визита министр иностранных дел Китайской Народной Республики (КНР) сказал ему, что Пекин "твердо поддерживает усилия узбекских властей по подавлению тройственных сил терроризма, сепаратизма и экстремизма".