Более половины всей наводнившей мир контрафактной продукции производится в бывшей Поднебесной империи. Наши корреспонденты побывали в одном из процветающих в Китае гипермаркетов, где продаются поддельные товары. Подлинно безумное путешествие в страну подделок.
'Почти все клиенты, посещающие мой офис - французы. У большинства из них самые громкие имена среди производителей предметов роскоши. Я настоятельно вас прошу не упоминать их марки в своей статье. Их владельцы не желали бы, чтобы стало известно, что они подвергаются массовому пиратству в Китае'.
Небо над Гонконгской бухтой, исчерченной мириадами судов и суденышек, пламенеет в лучах заката. Наше изучение империи фальшивок началось в баре отеля 'Shangri-La', самого престижного в Азии, и началось оно неудачно. Как говорить о наплыве контрафактной продукции в Китае без упоминания таких фирм как Vuitton, Lacoste, Hermes, Vuarnet, Yves Saint Laurent и стольких еще французских марок предметов роскоши, да и не только роскоши? Молодой французский адвокат из Пекина пообещал провести нас в цитадели производства фальшивой продукции Шэньчжэня и Кантона. Но он явно не в своей тарелке, ему как будто страшно.
'Будьте предельно внимательны, - испуганно бормочет он, - за всем этим стоит мафия. Контрафактная индустрия в Китае располагает значительными финансовыми и техническими средствами. Здесь на карту поставлены миллиарды. Фальшивки производятся конвейерным способом на гигантских ультрасовременных заводах. Чтобы оградить этот выгоднейший рынок, мафия ни перед чем не останавливается. Чтобы вы могли представить себе положение, я попытаюсь проводить вас в Шэньчжэне в 'большие галереи подделок', настоящий гипермаркет контрафактных товаров'.
Производители подделок набрасываются буквально на все
Должно быть, пожалев о своих обещаниях, данных журналистам, которые могли бы его выдать, наш адвокат не выполнил ни одного из них. Намеченные встречи с 'командами с Юга', а также обещанная конфискация имущества были отменены без всяких объяснений. Однако в Париже нас ждал успех. В Союзе производителей, основной организации, занимающейся борьбой с контрафактной продукцией, нам охотно предоставили весьма поучительные конфиденциальные документы. Согласно этим документам, китайские производители поддельной продукции набрасываются буквально на все. От предметов роскоши, что разумеется само собой, до узлов и деталей самолетов и вертолетов или сельскохозяйственных машин. От оргтехники до пищевых продуктов, лекарств, DVD, алкоголя, сигарет и автомобильных запчастей. Если верить документам, предоставленным Союзом производителей, 30% промышленных товаров - это подделки французских и иностранных марок, а более 50% наводнивших мир фальшивок делается в бывшей Поднебесной империи!
Чтобы противостоять этому цунами подделок, Союз производителей бьет в набат, призывая своих членов, сотни мелких и крупных производителей, к бдительности: 'Если ваш товар еще не подделан в Китае, то ждать остается недолго'. И дает такой основной совет: 'Уделяйте как можно больше внимания секретам производства и неусыпно следите за китайским рынком'.
Шэньчжэнь перестал быть симпатичным маленьким морским портом. Постоянно упоминаемый в отчетах Союза производителей, этот город-гриб находится в часе езды поездом от Гонконга. Ежегодно туда приезжают 150 миллионов человек, и он стал самым посещаемым пограничным постом во всем Китае. 'Торговые галереи' поддельных товаров, куда должен был нас провести наш адвокат, расположены прямо у вокзала.
Магазин 'Lowu', где каждый день бывает несколько десятков тысяч покупателей, по выходным распахивает свои двери для 100 000 посетителей. В этом гигантском магазине на нескольких этажах расположены бутики, в которых посетителям предлагается все самое лучшие из одежды, кожгалантереи, бижутерии, часов, обуви, спорттоваров, электроники, CD и DVD, парфюмерии и косметики. Все, что здесь продается, разумеется, подделки, самые настоящие подделки, и обувь Puma, и костюмы Armani и Chanel, и косметика L'Oreal, и футболки Morgan и DVD c самыми последними записями американских и французских фильмов.
'Мистер, мистер, взгляните!'
Укладывая свой товар пачками в большие розовые пластиковые пакеты, молодой человек по имени Ю курит одну сигарету за другой. Поддельные сумки Gucci и Dior меньше чем по 500 юаней (50 евро) за штуку, поддельные часы Breguet, Jaeger-LeCoultre, Breitling или Patek Philippe за 300 юаней, поддельные солнцезащитные очки Vuarnet за 100 юаней.
'Стукачей мы устраняем'
'Сэр, сэр, сумка для гольфа 'Callaway' с полным набором клюшек за 1500 юаней'.
Сосед Ю занимается гольфом. Он утверждает, что экипажи авиакомпаний мешками скупают у него этот товар, цены на который по сравнению с лондонскими и миланскими просто дармовые. Мы заслужили доверие Ю, сделав соблазнительный заказ на 30 000 поддельных DVD с фильмом 'Амели' по 30 сантимов за штуку, которые должны быть записаны и доставлены к нам в гостиницу в течение 48 часов. И вот он уже готов отвести крупных клиентов, которых мы из себя изображаем, к себе на склад. Этот склад расположен в лабиринте паркингов 'Lowu'.
Незаметные охранники, камеры наблюдения, бронированные двери с окошечком, в которое вы называете пароль. Да, это место строго охраняется. Внутри просторного, освещенного неоновыми лампами помещения расставленные на металлических стеллажах тысячи DVD с записями последних фильмов и великой киноклассики. Мы просматриваем 'Амели', заказанный нами фильм, и, вполне удовлетворенные, просим только исправить на упаковке надпись 'Монмармартр'. Потом мы рассчитываемся с сияющим Ю, как и договаривались. Чтобы отметить сделку, мы чокаемся банками пива 'Tsingtao'. И, конечно, делаем несколько снимков на память. . .
'Раз вам понравился наш товар, я вас отведу в отель 'Quizu', но там нельзя фотографировать. Это очень потайное место'.
Отель 'Quizu' - сорокаэтажное здание в самом центре Шэньчжэня. К нашему удивлению, в холле нет ни регистратора, ни консьержа, нет и носильщиков. Только томящиеся охранники и похожий на Брюса Ли (Bruce Lee) лифтер. Видно, 'Quizu' - ненастоящий отель. В мгновение ока лифт доставляет нас на 27-й этаж. Номер 2710, куда мы проникаем после загадочных представлений, напоминает потрясающий демонстрационный зал, где выставлены самые элегантные товары. Здесь все известнейшие японские, европейские, американские марки. Бизнесмен из Гонконга примеряет костюм, жительница Сингапура вертится перед зеркалом, рассматривая фирменные кроссовки.
'Все номера в 'Quizu' - такие же демонстрационные залы, как и этот, рассказал нам Ю. - Сюда приходят отовариться покупатели из 'триад', 'якудзы', турки, французы, итальянцы и даже американцы. Товары, продаваемые небольшими оптовыми партиями, отправляются по всему свету', - говорит, улыбаясь Ю.
На следующий день, после нескольких банок 'Tsingtao', Ю и его приятели признаются, что, 'как и почти все торговцы в 'Lowu'', они принадлежат к китайской мафии.
'Все, от правительства до партии, делают вид, - шепчет Ю, выдыхая дым своей поддельной 'Marlboro', - что не замечают нашей деятельности. Время от времени они для вида проводят облавы, но на следующий же день мы все начинаем сначала. Конечно, иностранные адвокаты пытаются шпионить за нами. Но, как только мы обнаруживаем их стукачей, мы их устраняем'.
Последний снимок 'Lowu', сделанный уже на улице оказался лишним. Дюжина полицейских и несколько одетых в черное охранников, выскочивших непонятно откуда, угрожая оружием, провожают нас в 'Shangri-La', вызвав переполох в набежавшей толпе. Директор отеля, улыбаясь еще шире, чем обычно, нашептывает нам, что было бы желательно, чтобы мы ближайшим поездом отбыли в Гонконг или Кантон.
'Трое господ только что меня спрашивали, уж не журналисты ли вы, - сладким голосом добавляет он. - Я сказал, что вы просто туристы'.
В Кантоне нам вспомнилась оброненная Ю фраза: 'Стукачей мы устраняем'. Эта угроза вертится у нас в голове, когда мы идем на встречу с китайским сыщиком, работающим на международное агентство.
'Я вас умоляю, не называйте моего имени. Пятеро моих агентов погибли при исполнении своих обязанностей. Мы представляем угрозу для получения крупной прибыли, проникая на фабрики по производству фальшивых сигарет или DVD. Это гигантские заводы, спрятанные в толще гор провинции Юньнань. Наша задача заключается в том, чтобы застать производителей на месте преступления, наложить арест на партии товара. Чтобы проникнуть на эти предприятия, мы нанимаемся рабочими. Это очень опасно. Нас могут живьем замуровать в бочки с цементом'.
На следующий день мы, наконец, уезжаем. В холле нашего отеля мы расплачиваемся под камерами наблюдения и взглядами многочисленных служащих. В мгновение ока, пока фотограф Джастин Кейз (Justin Case) оплачивал счет, у него из-под ног увели сумку. Ту самую сумку, в которой находился материал, отснятый в компании с Ю и его приятелями. Никто ничего не видел. И, как утверждает директор, камеры как раз в это время сломались. Настоящая досада для нас. Но и похитителям рано было праздновать победу. Все кадры, отснятые в Шэньчжэне, были помещены на CD. На настоящий CD, спрятанный в сумке, якобы фирмы 'Samsonite'. Купленной в 'Lowu', в той самой, у которой по прибытии в Руасси (Roissy) оторвались ручки.