'Я бы этому человеку ни на секунду не поверил'. Хотя Эдиль Байсалов, возглавляющий широкую коалицию неправительственных организаций и является ключевой фигурой мартовской 'революции', он призывает к большой осторожности в отношении Курманбека Бакиева, избранного в воскресенье новым президентом Киргизстана. 'Бакиев - идеальный политик советского типа, так же как и его предшественник Аскар Акаев, - подчеркивает этот борец за права человека. - Если бы мы были на Украине, он, безусловно, был бы скорее Януковичем (пророссийский лидер, которого хотел навязать Путин), чем Ющенко (избранный, в конечном счете, прозападный президент). Конечно, наш Бакиев владеет демократической лексикой. Но этот человек воспитан по коммунистическому образцу, и не в состоянии представить себе мир за пределами России'.
Круглолицый, постоянно улыбающийся, разговаривающий тихим, хорошо поставленным голосом, немного напоминая этим прошедшего школу КГБ Владимира Путина, 55-летний Курманбек Бакиев держится неплохо. 'Мы будем неустанно бороться с коррупцией', 'если нам удастся сформировать правительство с чистыми руками, люди будут жить лучше', часто обещал он в ходе предвыборной кампании. В стране, где коррупция царит повсеместно, где до сих пор должность министра или чиновника можно купить за несколько тысяч долларов, эти прекрасные слова не слишком убедительны. Однако кинорежиссер Болотбек Шамшиев, с момента революции ставший советником президента, уверяет, что у него имеется надежный довод утверждать, что Бакиев - 'белая ворона' в этом грязном мире: 'Это человек из киргизской глубинки, из многодетной, верной традициям семьи. Они были хорошими коммунистами, не ворами'.
'Лед и пламень'. Курманбек Бакиев родился 1 августа 1949 года в селе Масадан (на юго-западе Киргизстана), в большой, не лишенной амбиций семье. Его отец был председателем колхоза. Курманбек и шестеро его братьев практически все сделали карьеру руководителей высокого ранга.
Курманбек Бакиев - это истинный продукт советской модели формирования. В 17 лет он отправился на учебу в Россию, в Куйбышев (теперь Самару), где поступил в политехнический институт. Там он познакомился со своей женой, русской по национальности. Отслужив в армии, он несколько лет проработал инженером в Куйбышеве, а в 1979 году вернулся в Киргизстан, в крупный город Джалал-Абад на юге страны, где стал директором завода.
Будучи коммунистом, а в то время это было обязательно, Бакиев в 1990 году занялся еще и политикой, и был избран первым секретарем райкома в одном из районов Джалал-Абада. Позже он стал руководителем области, а затем, в 1997 году, губернатором крупной области на севере страны. В декабре 2000 года президент Аскар Акаев назначил его премьер-министром, но снял с этого поста в мае 2002 года, после того как во время митинга в Аксу полиция открыла стрельбу по толпе, в результате чего погибли семь человек. С тех пор Курманбек Бакиев, всем своим восхождением обязанный Аскару Акаеву, перешел в оппозицию. 'Но он не был настоящим оппозиционером, - подчеркивает молодой активист. - Он всегда оставлял возможность помириться с Акаевым. Основная черта Бакиева - осторожность'.
24 марта этого года, когда всего за несколько часов киргизские манифестанты завладели президентским дворцом и заставили бежать бывшего президента Аскара Акаева, Бакиев проявил себя как 'человек абсолютно нейтральный', рассказывают 'революционеры'. 'Он знает, как объединить лед и пламень', - утверждает его советник-режиссер. И в самом деле, даже заняв место Аскара Акаева, Бакиев не перестает повторять, что при прежнем режиме 'все было не так уж плохо'. Чтобы установить свою власть и сократить число проблем, он также согласился в последние месяцы назначить на ответственные посты очень сомнительных деятелей прежнего режима, вроде нового главы спецслужб Таштемира Айтбаева, бывшего второго человека в киргизском КГБ.
'Самое главное для нашей страны - это отличные отношения с Россией и нашими соседями, Казахстаном, Таджикистаном, Китаем, Узбекистаном', - непрестанно повторяет Курманбек Бакиев, приводя, таким образом, длинный список более или менее жестоких диктатур. В том числе и диктатуру его узбекского соседа Ислама Каримова, который недавно устроил кровопролитие в Андижане (не меньше 350 погибших). Под давлением России и Китая он на прошлой неделе согласился подписать декларацию с требованием вывести американскую базу из Киргизстана.
'Сатанинский Белый Дом'. Даже если он и 'белая ворона' и, как надеются киргизы, наконец, поднимет страну из нищеты, Курманбеку Бакиеву придется бороться с очень плохими привычками, присущими всему руководству страны. Даже его советник Болотбек Шамшиев, в своем новом кабинете в президентском дворце, где в основном все еще трудятся чиновники прежнего режима, в конце концов, поделился своими сомнениями. 'Этот Белый Дом - сатанинский. Власть может околдовать кого угодно', - высказывает он свои опасения, повторяя для собственного успокоения: 'Но Бакиев из честной семьи'.