Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

России предстоит проверка на соблюдение прав человека

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Очередное поражение Российской Федерации в Европейском суде по правам человека станет серьезной проверкой готовности государства соблюдать международные стандарты в области прав человека. 9 июня Страсбургский суд постановил, что неспособность государства предотвратить или ограничить вредные выбросы частного металлургического завода в городе Череповце нарушает права Надежды Фадеевой на уважение частной жизни и жилища согласно статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека

Страна должна выполнить ряд обязывающих решений Европейского суда. Ее реакция все расставит по местам, считает Филип Лич

Очередное поражение Российской Федерации в Европейском суде по правам человека станет серьезной проверкой готовности государства соблюдать международные стандарты в области прав человека. 9 июня Страсбургский суд постановил, что неспособность государства предотвратить или ограничить вредные выбросы частного металлургического завода в городе Череповце нарушает права Надежды Фадеевой на уважение частной жизни и жилища согласно статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека.

Г-жа Фадеева с семьей живет в 'санитарно-защитной зоне' вокруг металлургического комбината, где, согласно российскому законодательству, жилая застройка вообще запрещена. Однако единственным результатом борьбы, которую она с 1995 г. вела в российских судах, стало ее включение в очередь на получение нового жилья.

Решение Суда имеет немаловажное значение по целому ряду аспектов. Суд признал, что для г-жи Фадеевой ее место жительства создает постоянные проблемы. Он отклонил ее просьбу предписать российскому правительству переселить ее в обязательном порядке, однако признал, что одно из возможных решений заключается в ее переезде в экологически безопасную зону. Решение имеет силу международного закона, и соответственно носит обязывающий характер, поэтому Россия должна прекратить нарушать права г-жи Фадеевой, то есть помочь ей с переселением или принять меры по недопущению загрязнения заводом окружающей среды. Кроме того, исход этого иска чреват серьезными последствиями для других граждан, оказавшихся в таком же положении (количество людей, живущих в непосредственной близости от комбината, исчисляется тысячами).

Суд совершенно справедливо счел, что г-жа Фадеева не обязана доказывать, что экологическое загрязнение нанесло ущерб ее здоровью - достаточно представить обоснованные данные о том, что вредные выбросы представляют собой серьезную угрозу здоровью людей, живущих в санитарно-защитной зоне. Это ей удалось сделать с помощью показаний эксперта Марка Черняка из организации 'Всемирный альянс экологического права' (Environmental Law Alliance Worldwide) со штаб-квартирой в США.

Интересы г-жи Фадеевой представляла группа юристов из Европейского центра защиты прав человека (European Human Rights Advocacy Centre) при Лондонском городском университете совместно с адвокатами российской правозащитной организации 'Мемориал'. Европейский центр, созданный в 2003 г., ведет 60 с лишним исков, поданных в Европейский суд по правам человека гражданами России и других республик бывшего СССР.

В феврале сотрудникам центра удалось добиться первых успехов в Страсбургском суде по делам, связанным с вопиющими нарушениями прав человека российскими войсками в Чечне. В одном из постановлений Россия осуждалась за 'массированное применение оружия неизбирательного действия' в ходе воздушной и артиллерийской бомбардировки села Катыр-Юрт в феврале 2000 г. Второе дело было связано с налетом российских самолетов на колонну гражданских автомашин, пытавшуюся покинуть чеченскую столицу Грозный в октябре 1999 г.: в результате погибли местные жители и сотрудники 'Красного креста'. Всего было выпущено 12 ракет, каждая из которых при взрыве образует несколько тысяч осколков с радиусом поражения более 300 метров. По третьему делу суд постановил, что родственники истцов - их изуродованные тела были обнаружены в Грозном в январе 2000 г. - были убиты российскими военнослужащими.

Как и в случае с иском г-жи Фадеевой, решения суда по делам, связанным с Чечней, должны быть выполнены - а это означает расследование упомянутых инцидентов и привлечение виновных (некоторые из них в постановлениях названы поименно) к уголовной ответственности. Однако, чтобы обеспечить реальное изменение ситуации к лучшему, необходимы и другие шаги - в частности, внесение соответствующих поправок в полевые уставы российских вооруженных сил, которые в настоящее время допускают, и даже рекомендуют избыточное применение огневой мощи.

Как отреагирует на это Россия? Пока ее реакция на постановления этого органа Совета Европы внушает тревогу. В ответ на решение Суда по правам человека, вынесенное в июле прошлого года по делу 'Иласку против Молдовы и Российской Федерации' (речь шла о незаконном заключении под стражу), российское министерство иностранный дел заявило, что проявленные судом 'непоследовательность, противоречивость, субъективность и явная политическая ангажированность вызвали в Москве недоумение'.

Кроме того, российские власти пытались добиться отсрочки рассмотрения Страсбургским судом дел, связанных с Чечней, а также удаления из зала прессы и публики. Еще одно тревожное явление заключается в том, что в последнее время власти начали без объяснения причин отвечать отказом на просьбы суда предоставить следственные материалы, связанные с предположительно имевшими место в Чечне вопиющими нарушениями прав человека. Особое беспокойство вызывает тот факт, что люди, пытающие искать удовлетворения в Суде, подвергаются запугиванию со стороны спецслужб. Некоторые из истцов, чьи дела ожидали рассмотрения в Европейском суде, были убиты.

Подобные признаки явного нежелания России сотрудничать с Судом позволяют предположить, что вопрос вступает в критическую фазу. Возможно, Совету Европы придется принять более жесткие меры, чтобы вынудить Россию подчиняться решениям Суда. Несомненно, вопрос о реальном выполнении указанных решений является серьезной проверкой не только для российского правительства, но и для Совета Европы. Остается лишь надеяться, что г-же Фадеевой и другим людям, оказавшимся в аналогичной ситуации, не придется слишком долго ожидать результата этой проверки.

Автор - директор Европейского центра защиты прав человека