В феврале 2004 года президент Владимир Путин уволил Михаила Касьянова с поста премьер-министра России. Через год Касьянов заявил, что Россия 'пошла по неправильному пути', и намекнул на возможность своего участия в президентских выборах в 2008 году. А в понедельник генеральная прокуратура заявила, что ведет расследование по вопросу законности приобретения Касьяновым государственного дома во время его работы в качестве премьер-министра.
В других обстоятельствах мы, возможно, и подумали бы, что за этим расследованием ничего особенного не стоит. Однако сейчас, когда Путин уже показал, как он умеет бороться с оппозицией - в частности, на примере посаженного в тюрьму нефтяного магната Михаила Ходорковского - все, что мы видим, представляется лишь очередным витком той же карусели.
Возможно, Касьянов и совершил какие-нибудь сомнительные маневр, которые помогли получить правительственную дачу ему самому, а также, как утверждает генеральная прокуратура, кому-то из его знакомых, но он отрицает все обвинения. Это дело мало кому может показаться убедительным - даже в стране, где повод для расследования найти, как правило, совсем не трудно.
Когда фокус властной структуры Путина сместился в сторону начальников силовых ведомств, для которых государство важнее бизнеса, Касьянов, бывший премьер-министром с 2000 по 2004 годы, а до этого работавший министром финансов, оставался одним из последних чиновников, отстаивавших интересы делового сообщества. Еще в своем официальном статусе Касьянов публично критиковал развал нефтяной компании Ходорковского. Кроме всего прочего, настораживает и сам повод для расследования - разоблачительная статья, написанная журналистом, который, по замечательному совпадению, является также и пропутинским депутатом парламента.
Даже если дело не удастся довести до суда, в рамках подобного расследования власть может выдвигать против Касьянова любые обвинения, что помешает ему провести убедительную президентскую кампанию. От этого дела за версту пахнет злоупотреблением властью с одной только целью - предупредить, что в борьбу с Кремлем вступать не рекомендуется.