Лондон, 13 июля 2005 года. В момент, когда цена нефти растет, а в странах-потребителях усиливается решимость обеспечить гарантированный доступ к источникам энергоносителей, соотношение сил уверенно меняется в пользу стран, которые располагают остающимися в мире запасами нефти.
Одним из наиболее очевидных свидетельств этого сдвига является возросшая дерзость, с которой страны-нефтедобытчики, от Казахстана до Боливии, требуют для себя у международных нефтяных компаний большей доли доходов.
На прошлой неделе Большая Восьмерка (G-8), в которую входят семь ведущих индустриализованных стран мира плюс Россия, призвала страны-нефтедобытчики "обеспечить открытые рынки с прозрачной деловой практикой и стабильную основу регулирования для инвестиций в нефтяной сектор, включая увеличение возможностей для иностранных инвестиций".
Однако аналитики и нефтяные менеджеры сказали, что этот призыв, кажется, не был услышан, а страны G-8, на долю которых приходится почти половина мирового потребления нефти, мало что могут сделать, чтобы принудить страны-нефтедобытчики к выполнению своих пожеланий.
Саудовская Аравия, крупнейший мировой поставщик нефти, предупредила Соединенные Штаты и Европу, что нефтяной картель ОПЕК (Организация стран - экспортеров нефти - прим. пер.) после 2015 года не сможет удовлетворять прогнозируемые потребности в нефти.
Однако ни Саудовская Аравия, ни Кувейт, два члена ОПЕК, добывающих больше всего нефти, не позволяют международным нефтяным компаниям участвовать в добыче сырой нефти на своей территории, замедляя тем самым приток инвестиций.
Другие страны-нефтедобытчики тоже считают, что нынешний климат высокого спроса и высоких цен может позволить им при эксплуатации своих месторождений в большей мере полагаться на менее крупные специализированные фирмы по обслуживанию нефтедобычи, нежели чем на крупные международные нефтяные группы.
Это все потому, что высокая цена нефти, достигающая сегодня 60 долл. США за баррель (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,78-158,95 л), сокращает нужду стран-нефтедобытчиков в деньгах, которые международные нефтяные компании имеют возможность занять ввиду своих высоких кредитных рейтингов.
А тем временем нефтяные страны становятся все более избалованными в вопросе выбора партнеров, так как крупные компании отчаянно конкурируют за постоянно сокращающееся число крупных проектов, поскольку находить нефть становится все труднее. В результате резко возрастает соблазн для стран-нефтедобытчиков требовать для себя большей доли прибылей, получаемых благодаря высокой цене нефти.
"В странах-нефтедобытчиках существует тенденция быть более жесткими к нефтяным компаниям", - сказал один нефтяной менеджер, у которого есть опыт работы в Венесуэле, Казахстане и России.
В Венесуэле популистский президент Уго Чавес (Hugo Chavez) лишит портфели ценных бумаг иностранных компаний примерно 9 млрд. долл., если его планы повышения налоговых ставок обретут силу закона.
"Перспективу дальнейшего повышения налоговых пошлин (особенно, если сохранится высокая цена нефти) сегодня следует рассматривать как угрозу, которая может снизить энтузиазм отрасли к инвестициям в Венесуэле, - говорит консалтинговая компания "Wood Mackenzie". - Еще более тревожащим для отрасли является тот факт, что примеру Венесуэлы могут последовать другие страны".
"Компании, которые нередко уже инвестировали в проект миллиарды долларов, утверждают, что именно высокая цена нефти первым делом позволила им сделать инвестиции", - сказал вице-президент по нефтяной экономике в "Wood Mackenzie" Грэм Келлас (Graham Kellas).
Венесуэла не одинока: Казахстан и два члена G-8, Россия и Соединенные Штаты Америки, тоже недавно начали требовать больше денег за эксплуатацию некоторых из своих, становящихся все более ценными, месторождений нефти и природного газа.
В России прирост добычи нефти замедлился после того, как государство повысило экспортные пошлины и укрепило свои позиции в управлении нефтяной промышленностью.
Однако попытки урвать себе больший кусок пирога делаются не только в странах, где инвестирование давно уже является рискованным предприятием.
Один из ранних и шокирующих прецедентов имел место в апреле 2002 года, когда министерство финансов Великобритании на 10% повысило налог для компаний, добывающих нефть в Северном море.
В Соединенных Штатах Америки штат Аляска, оказавшись перед лицом бюджетного дефицита по причине снижающейся добычи нефти в Норт-Слоуп (North Slope - арктическая прибрежная впадина - прим. пер.), одном из самых крупных нефтяных месторождений США, намеревается в нынешнем году изменить налоговые правила, что приведет к увеличению на 88 млн. долл. суммы налогов для нефтяных компаний.
Другие страны-нефтедобытчики все чаще выставляют более жесткие требования в контрактах на добычу нефти: ряд стран, в том числе Индия, Ангола и Азербайджан, увязывают свою долю прибыли от добычи нефти с ценой нефти и с рентабельностью проекта.
Эта система для нефтяных компаний более предпочтительна, чем внезапные изменения правил посреди осуществления проекта. Однако это все еще далеко не отвечает чаяниям G-8.