Состоявшиеся в воскресенье президентские выборы в Кыргызстане стали первыми после свержения режима Аскара Акаева в марте этого года. Это голосование, закончившееся победой Курманбека Бакиева, показало, что страна добилась ощутимого прогресса с точки зрения критериев демократичности выборов, установленных Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Будем надеяться, что 10 июня стало поворотным моментом в процессе преобразования этой центральноазиатской республики в современное демократическое государство с динамичной рыночной экономикой.
Несколько месяцев назад улицы Бишкека (столицы Кыргызстана) заполнили демонстранты, требовавшие подотчетности властей и реформ [автор имеет в виду мартовские события - прим. перев.]. Однако тревожит тот факт, что в некоторых регионах страны до сих пор царит коррупция и общее беззаконие. Органы безопасности в Кыргызстане по-прежнему слабы - в свете этого недавно предпринятые ОБСЕ при поддержке США и Европы шаги по укреплению полицейских сил Кыргызстана представляются архинеобходимыми. Главными приоритетами для правительства Бакиева должны стать укрепление демократических органов власти и улучшение экономической ситуации в стране.
Одна из главных проблем Кыргызстана - ограниченная эффективность управленческих структур, проявившаяся в ходе нынешнего кризиса, связанного с узбекскими беженцами [автор имеет в виду возможную выдачу Бишкеком части беженцев, оказавшихся в Кыргызстане после андижанских событий - прим. перев.]. Я твердо убежден, что решение проблемы 29 узбекских беженцев, находящихся сегодня в Кыргызстане, заключается в их экстрадиции в одну из стран за пределами региона - но ни в коем случае не в Узбекистан, где они вряд ли могут надеяться на открытый и справедливый суд.
В долгосрочном плане распространение демократии - это наиболее целесообразная политика с точки зрения международной безопасности, и обеспечение свободных и честных выборов в Кыргызстане стало лишь первым шагом в рамках процесса, который я называю Центральноазиатским демократическим проектом. Элементы слабости государства, с которыми мы сталкиваемся в Кыргызстане, к сожалению, характерны для всего региона. В Узбекистане усиливается напряженность, и президент Ислам Каримов пока не проявляет готовности сотрудничать с международным сообществом. Массовое убийство гражданских лиц в Андижане в мае этого года - ужасающий случай, и нам необходимо провести независимое международное расследование этих событий.
В эпоху глобализации такие понятия как государственный суверенитет и национальная безопасность утратили абсолютный характер. Сегодня мы обязаны гарантировать, что при осуществлении своих суверенных прав все государства будут проявлять ответственность. Те, кто уклоняется от своих международных обязательств, должны знать: это приведет лишь к усилению их изоляции.
Конечно, проблема недостаточной развитости государственных институтов в Центральной Азии не имеет быстрого решения. Кроме того, если мы сосредоточимся на отдельных странах и утратим общерегиональную перспективу, это только затруднит стоящие перед нами задачи. Более того, для успеха 'демократического проекта' необходимо полномасштабное сотрудничество и взаимодействие между США, ЕС и Россией.
Нам необходимо взять на себя долгосрочные политические обязательства по обеспечению стабильности и демократизации в Центральной Азии. Нельзя всерьез говорить о демократии и прогрессе в этом регионе мира - который многие видные стратеги-аналитики расценивают как 'гран-при' в большой геополитической игре - не подкрепив слова финансовой помощью. Мне представляется целесообразной идея о создании некоего 'агентства реконструкции и развития' для Центральной Азии. Это агентство может быть как совершенно независимым органом с собственным правлением, председателем, и бюджетом, так и структурным подразделением Всемирного банка, или даже ОБСЕ.
Центральная Азия - приоритетный регион, и мы больше не можем придавать ему второстепенное значение. Здесь совмещаются такие геополитические пространства, как российское 'ближнее зарубежье' и 'новые соседи' Евросоюза. Этот регион представляет особую стратегическую важность для США, и к тому же тесно связан с Ближним Востоком. Воскресные выборы в Кыргызстане - хорошая 'точка опоры' для распространения стабильности и демократии по всей Центральной Азии.
Г-н Рупель - министр иностранных дел Словении и действующий председатель ОБСЕ.