За ядерными амбициями этого режима мы совсем забыли о страданиях народа. Даже не попытавшись подвергнуть сомнению 'дьявольский образ' Северной Кореи, пропагандируемый Вашингтоном, международное сообщество объявило бойкот этой стране. Северная Корея трудится, не покладая рук, но восстановление ее сельского хозяйства зависит от решения двух основных вопросов.
Первый касается стран-доноров. Следует ли продолжать оказывать срочную гуманитарную помощь, ставшую за 10 лет уже хронической, или все же перейти к помощи развитию, которая была бы направлена на поддержку реформ и способствовала бы восстановлению экономики страны? Другой вопрос касается самого правящего режима. Реалистична ли концепция самодостаточности, возводимая корейцами в национальную догму? Иностранные сельскохозяйственные эксперты, находящиеся сейчас в Корее, сильно в этом сомневаются.
Конечно, в создавшейся ситуации нельзя оставлять без помощи наиболее уязвимые слои населения. Тем более, что необратимая либерализация экономики, начавшаяся в июле 2002 г., открыла перед народом новые возможности, но в то же время привела к углублению социального неравенства между новым 'денежным классом' и всеми остальными. Большинство населения едва сводит концы с концами в условиях галопирующей инфляции и стагнации производства, результатом которой стала безработица. Денег иногда не хватает даже на еду.
Система государственного распределения продуктов в ограниченных количествах - лишь капля в море в борьбе с новыми формами бедности. В день на одного человека приходится по 250 г зерна - это половина прожиточного минимума. . . Поставки продуктов из Китая, объемы которых никто не знает, взаимопомощь семей и неучтенные индивидуальные хозяйства (маленькие садики), слегка смягчают социальную дискриминацию. Однако многие семьи находятся в очень сложном положении.
Некоторого прогресса все же удалось достигнуть. В 2004 г. производство зерновых увеличилось на 2,7% и достигло 4,2 млн. тонн. Продуктовый дефицит сократился с 1,2 млн. тонн в 2003 г. до 900 000 тонн в 2005 г. Недоедание среди детей в возрасте меньше 6 лет снизилось с 42% до 37%, по подсчетам ООН.
Власти Кореи требуют от стран-доноров перейти от срочной гуманитарной помощи к помощи, рассчитанной на среднюю и долгосрочную перспективу. Они хотят избавиться от имиджа страны, которой помогают. Повышенная нервозность, которую вызвал в сентябре 2004 г. слишком тщательный контроль сотрудников Мировой продовольственной программы (МПП) за распределением продовольственной помощи - наглядный пример существующей в стране напряженности. МПП отказалась от роли 'жандарма' и перешла к системе контроля, который больше ориентирован на эффективность, чем на количество проектов. Расхищение продовольственной помощи, одно из доказательств чему - появление на северокорейских рынках сумок МПП, остается одной из основных проблем для стран-доноров. Однако Тони Бэнбери (Tony Banbury), региональный директор программы в Азии, считает это недоразумением: 'В стране большая нехватка предметов народного потребления, поэтому вторично используют все, что только можно, даже сумки международных организаций'.
Шансы на то, что удастся значительно увеличить производство, невелики. Пахотных земель не хватает (их в Корее всего 20%), климат не благоприятствует развитию сельского хозяйства. В середине 80-х годов Северная Корея производила до 8 млн. тонн зерновых, но эти результаты были обусловлены уровнем механизации и интенсивным использованием удобрений. После разрыва привилегированных отношений с СССР и Китаем Корея осталась без удобрений, а уничтожение лесов привело к росту природных катастроф. В результате к 1995 г. производство сократилось вдвое.
Сегодня удобрений не хватает, в рабочем состоянии находится лишь половина тракторного парка. За 10 лет ситуация только ухудшилась: сельскохозяйственное оборудование, которое не ремонтировалось из-за отсутствия запчастей, разваливается, а ведь только из-за неисправности транспорта теряется 15% урожая. Только массовая мобилизация населения может хоть как-то компенсировать структурные проблемы. Власти не отказываются от принципов коллективизма, но приняли более гибкие правила работы кооперативов. У местных властей теперь больше полномочий. Число членов работающих на поле коллективов было сокращено, теперь в них может входить всего одна семья.
Швейцарские мини-кредиты
Европейские страны разработали также программы двусторонней помощи развитию. В рамках ежегодной помощи, составляющей 4 млн. евро и направленной на восстановление сельского хозяйства, Швейцария, как самая передовая в этой области страна, продолжает, например, работу по пилотной программе мини-кредитов, которые предназначаются 50 рабочим единицам на десяток кооперативных ферм.
У ЕС есть программы помощи, рассчитанные на среднесрочную перспективу (мастерские по ремонту тракторов, восстановление заводов по производству удобрений, разработка осушенных участков земли), общий объем которых составляет 6 млн. евро. Но пока Вашингтон будет рассматривать помощь развитию как поддержку правящего режима и навязывать остальным эту точку зрения, любая негуманитарная помощь, начиная с простого обучения кадров, будет сталкиваться с серьезными проблемами, а Северная Корея не сможет сделать рывок вперед.