Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вторая мировая война

Еще не все рассказано об этих событиях шестидесятилетней давности

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Говорят, что когда в 1972 г. Генри Киссинджер спросил у китайского лидера Чжоу Эньлая, что тот думает о Французской революции, он ответил: 'Говорить об этом слишком рано'. Но даже по более динамичным американским стандартам требуется время для того, чтобы увидеть такие грандиозные события в истинном свете, отобрав все релевантные факты и мнения. Через шестьдесят лет после окончания Второй мировой войны, когда кинохроника уже давно лежит в архивах, а страницы газет пожелтели, когда последним мемуарам высокопоставленных участников тех событий уже по несколько десятилетий - продолжают выходить в свет отличные книги, в которых сводятся воедино недавно открытые исторические материалы и размышления рядовых участников, углубляя наше понимание этой трагической и героической эры.

Говорят, что когда в 1972 г. Генри Киссинджер (Henry Kissinger) спросил у китайского лидера Чжоу Эньлая (Chou En Lai), что тот думает о Французской революции, он ответил: 'Говорить об этом слишком рано'. Но даже по более динамичным американским стандартам требуется время для того, чтобы увидеть такие грандиозные события в истинном свете, отобрав все релевантные факты и мнения. Через шестьдесят лет после окончания Второй мировой войны, когда кинохроника уже давно лежит в архивах, а страницы газет пожелтели, когда последним мемуарам высокопоставленных участников тех событий уже по несколько десятилетий - продолжают выходить в свет отличные книги, в которых сводятся воедино недавно открытые исторические материалы и размышления рядовых участников, углубляя наше понимание этой трагической и героической эры.

В начале

Одной из лучших среди массы новых изданий является книга Уинстона Грума (Winston Groom) '1942: The Year That Tried Men's Souls' ('1942 г.: Год испытания людских душ', Atlantic Monthly, $27.50). По мнению Грума, этот год был решающим в войне. Свою книгу автор начинает с обзора событий, предшествовавших ему и приведших к войне. Это сто страниц динамичной, легко написанной прозы, приправленной яркими комментариями и цитатами. Здесь не забыт ни один значимый лидер, ни одно событие - от желания ген. Першинга (Pershing) двинуться на Берлин в конце Первой мировой войны до речи Франклина Рузвельта (Franklin Roosevelt) после нападения японцев на Перл-Харбор (Pearl Harbor). Подступив к 1942 г. мы ожидаем яркого и всестороннего описания событий, определивших судьбы народов.

Грум не разочаровывает. Он живописует кровавые битвы на Филиппинах, кульминацией которых стал 'марш смерти' на остров Батан (Bataan Death March), решительную, несмотря на огромный риск, победу американцев в битве у о. Мидуэй (Midway), первые тяжелые, но принесшие, в конце концов, успех сухопутные операции на Тихоокеанском театре военных действий - на о. Гуадалканал (Guadalcanal) и по всей Новой Гвинее вплоть до Буны (Buna), операцию 'Факел' (Torch) по вторжению американских сил в Северную Африку. Как подобает плодовитому писателю (среди десятка его книг - роман 'Форрест Гамп' (Forrest Gump), Грум подает множество примечательных подробностей, описывая грязь в Северной Африке и капризы вашингтонских руководителей разведки, сравнивая японский истребитель 'Зеро' (Zero) с американским 'Хеллкэтом' (Hellcat) и приводя фрагмент душераздирающего стихотворения, написанного американским военнопленным на Филиппинах. В то же время, ему удается представить все ключевые решения и все самые важные замечания тех, кто был ответственен за их принятие.

С другой стороны, не следует считать, что в книге Грума можно найти что-то кроме американского видения того критического года. Хотя автор мимоходом действительно говорит почти обо всем, что творилось в остальном мире, в своей книге он недооценивает невероятный размах сражений и гигантские потери в ходе грандиозного немецкого наступления на Восток до Сталинграда и Кавказа, противостояние генерала Роммеля и сменявших друг друга британских командующих в Северной Африке, равно как продолжающиеся боевые действия в Китае. Грум доказывает свой тезис о том, что 1942 г. был решающим. Но с точки зрения страданий и потерь это рассказ о не самом важном эпизоде. Америка еще легко отделалась по сравнению с русскими, которые всегда будут считать, что именно они выиграли войну.

В погоне за пустынным лисом

Отсутствующие сюжеты частично восполняет книга Найела Бара (Niall Barr) 'Pendulum of War: The Three Battles of El Alamein' ('Маятник войны: Три битвы при Эль-Аламейне', Overlook, $37.50), прекрасный рассказ о британской кампании в Северной Африке. Барр, преподаватель военной истории в лондонском Кингс-колледже (King's College), а также сотрудник Штабного колледжа вооруженных сил в Шрайвенхэме (Shrivenham), демонстрирует в своей книге не только талант рассказчика, но и солидные аналитические способности и знание исторического контекста. К середине 1942 г. неудачи британцев в поединке с фельдмаршалом Эрвином Роммелем (Erwin Rommel) почти привели к падению Египта и захвату немцами Ближнего Востока. Почти. Волна начала откатываться обратно на крошечной железнодорожной станции Эль-Аламейн (El Alamein). Барр дает самое лучшее на сегодняшний день описание того, как британцы сдержали немецкое наступление. Опираясь как на немецкие, так и британские военные дневники, данные радиоперехвата, мемуары и размышления участников, Барр показывает действия солдат в бою и решимость командующих, а также поучительный смысл войны. Более того, он воспроизводит процессы внутри высшего британского командования и отношения между генералами и политиками так тонко и вдумчиво, что в этом с ним могут сравниться немногие военные историки. Это нелегко в Британии, где североафриканская кампания - по-прежнему крайне эмоциональная тема не только для ее участников, но и для членов их семей, их лидеров и двух поколений писателей и историков. Эта книга представляет собой не только исключительно ясный и подробный взгляд на бои в западной пустыне, но и высококлассное исследование организационного лидерства в кризисных условиях.

Тем временем в Венгрии...

Еще одну точку зрения представляет нам книга Кристиана Унгвари (Krisztian Ungvary) 'The Siege of Budapest: 100 Days in World War II' ('Осада Будапешта: 100 дней Второй мировой войны', Yale, $35). Унгвари - сотрудник будапештского Института истории Революции 1956 г., а его книга представляет собой перевод венгерского издания, ставшего бестселлером у него на родине. Каждая страница полна дотошных подробностей и кровавого ужаса. Осада Будапешта в последнюю зиму войны, известная американцам менее, чем осада Сталинграда или блокада Ленинграда, была одной из самых сложных, безжалостных и разрушительных военных операций. Когда лидеры Венгрии - союзницы нацистов - попытались капитулировать перед союзниками в конце 1944 г., Германия привела к власти в Будапеште крайне радикальные силы из партии 'скрещенных стрел'. В декабре советские войска окружили город, уже подвергшийся массированным бомбардировкам, а к моменту его падения в феврале погибло более 80 000 русских, была уничтожена большая часть остававшихся там немецких сил, а прекрасный город практически стерт с лица земли. Унгвари пользуется десятками свидетельств очевидцев и подробным анализом исторических документов для воссоздания в деталях этой трагедии: голода, практически безоружных защитников города, яростно бьющихся за каждую улицу, равно как уничтожение боевиками 'скрещенных стрел' десятков тысяч евреев накануне падения города. Он описывает отношение венгров к происходящему - доходящее порой до безразличия, а также различные движения сопротивления. Хотя работа несколько перегружена деталями, Унгвари все же действительно блестяще восполняет пробел в нашем понимании Второй мировой войны.

Домой в Германию

Однако, для того, чтобы посмотреть на войну с совершенно иной точки зрения, прочтите книгу капитана ВМС в отставке Питера Хатчтаузена (Peter A. Huchthausen's) 'Shadow Voyage: The Extraordinary Wartime Escape of the Legendary S.S. Bremen' (Путешествие в тени: необычайный побег легендарного лайнера 'Бремен', Wiley, $24.95). 30 августа 1939 г. шикарный немецкий лайнер отправился из Нью-Йорка в Бремерхафен (Bremerhaven). Через два дня Германия напала на Польшу, и каждое германское судно в Атлантическом океане стало мишенью. На основе этого незначительного и почти забытого эпизода начала войны Хатчтаузен не только разворачивает захватывающую историю - 'Бремену' потребовалось три месяца, чтобы прибыть домой, но и показывает интриги и двусмысленности, сопутствовавшие вступлению западного мира в конфликт. Высокопоставленные американские чиновники пытались незаконно задержать судно в Нью-Йорке; команда, раздираемая противоречиями, стремились вырваться из сети, сохранить верность родине и при этом справиться с надвигающимся ужасом войны; и все это на фоне забытой эпохи трансатлантических лайнеров и их экипажей. Рассказанная зачастую словами самих участников, история Хатчтаузена показывает нам, как ненависть возводит барьеры между людьми.

Кровавая баня

Несомненно, самой захватывающей из книжных новинок является книга Билла Слоуна (Bill Sloan) 'Brotherhood of Heroes: The Marines at Peleliu, 1944 - The Bloodiest Battle of the Pacific War ('Братство героев: морские пехотинцы на Пелелиу - Самая кровавая битва на Тихом Океане, Simon & Schuster, $26). Кровь застынет у вас в жилах при ее чтении, ведь это была не только одна из самых жестоких битв на Тихом Океане, но - как многие признают, оглядываясь назад - одна из наименее нужных. Однако, это не умаляет невероятного достижения 1-ой дивизии морской пехоты США, командир которой, введенный в заблуждение неточными разведданными, думал, что предстоят тяжелые трехдневные бои, а получил вместо этого шесть недель тяжелейшего сражения. Слоун прослеживает судьбы отдельных морских пехотинцев, от момента их вступления в ряды Корпуса и прохождения подготовительного курса до прибытия на Пелелиу. Далее он рассказывает о том, как японцы прятались в пещерах, как морпехи с огнеметами высаживались на берег и о последовавших за этим днях боев, лишений, изнурения, потерь и смерти. Цена победы союзников была немалой. Потери морских пехотинцев составили 6 500 из 9 000 человек, японцы же потеряли 11 000 человек. Эта битва стала классической в человеческих категориях чистого страха, невзгод и жертвенности, и книга Слоуна отдает ей должное. Следует сделать ее обязательным чтением для каждого политика и стратега, который вздумал легкомысленно относиться к боевым операциям.

Уэсли Кларк - бывший командующий Объединенными силами НАТО в Европе