Бывший глава правительства Михаил Касьянов, смещенный со своего поста в 2004 году, и бывший чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров стали мишенями кампании по запугиванию, благословленной, вне всякого сомнения, Кремлем. Либерала Касьянова, поддержавшего идеи ныне находящегося в тюрьме нефтепромышленника Михаила Ходорковского и соучредителя политического движения 'Объединенный гражданский фонд' Каспарова объединяют оппозиция в отношении к Владимиру Путину и экономические ресурсы, необходимые для ее поддержания.
Начиная с февраля, Касьянов и либеральная оппозиция изучали возможность превращения бывшего премьер-министра в альтернативу нынешнему режиму. Подобная инициатива политика и шахматиста пресекается при помощи методов, которые, по мнению некоторых аналитиков, отражают скорее болезненные опасения преследующих, чем реальную силу преследуемых. Президент и его последователи, по-видимому, отнюдь не собираются без боя уступать свои позиции во время парламентских выборов 2007 года и президентских 2008 года. Согласно действующей на настоящий момент Конституции, Путин, который находится на посту президента уже второй срок, не может быть избран в третий раз.
Генеральная прокуратура возбудила дело против бывшего премьер-министра. Разбирательство было открыто по запросу одного из депутатов, обвинившего Касьянова в использовании своего служебного положения для получения в личное пользование дачи и прилегающего к ней земельного участка площадью 11.5 гектаров в одном из престижных районов Подмосковья, в Троице-Лыково.
Прежде принадлежавшая идеологу КП Советского Союза Михаилу Суслову дача располагается по соседству с дачей Александра Солженицына. В понедельник прокуратура дала понять, что Касьянов является обвиняемым, но ближе к вечеру уже указывалось, что пока бывший министр находится под подозрением, а единственным обвиняемым по делу проходит директор той государственной компании, которая продала дачу и прилегающий к ней участок.
Согласно иску депутата Госдумы журналиста Александра Хинштейна, Касьянов вместе с нефтепромышленником Михаилом Фридманом, используя подложную схему сумел в 2003 году приобрести названный участок по заниженной цене. Находящийся в настоящий момент за границей бывший глава правительства заявил, что никаких правонарушений не совершал.
Какой бы ни была ответственность Касьянова, механизм российского правосудия действует сегодня избирательно, в соответствии со степенью верности и преданности (правящей власти). Доказательством этому служит тот факт, что Михаил Ходорковский, бросивший вызов Кремлю, находится сегодня в тюрьме, а прочие - верные Путину - олигархи, использовавшие те же методы оптимизации своих налогов, что и глава 'ЮКОСа', остаются на свободе. Самый показательный пример - губернатор Чукотки и владелец футбольного клуба 'Челси' Роман Абрамович.
Что же касается Каспарова, то от него как от прокаженного шарахались во время предпринятой им поездки по четырем регионам Северного Кавказа (Дагестану, Северной Осетии, Ставропольскому краю и Ростовской области). Все оговоренные публичные выступления Каспарова под различными предлогами были отменены. Где-то упал занавес, где-то погас свет, а где-то затопило помещение. В Ростовском аэропорту самолету Каспарова не давали разрешение на посадку, в Ставрополе его отказывались поселить и накормить, в Дагестане ему не позволили посетить лагерь чеченских беженцев, а в Беслане не разрешили встретиться с детьми в Доме культуры.
Этот страх перед оппозицией, похоже, принял уже абсурдные формы; возможно, это объясняется тем, что российские власти с тревогой относятся к собственным соотечественникам. Не так давно заместитель главы президентской Администрации Владислав Сурков, которого считают мозговым центром российской внутренней политики, ссылаясь на отсутствие в стране демократической культуры, оправдывал необходимость назначения, а не избрания губернаторов регионов. 'Но нам не хватает еще, чтобы в Дагестане избрали какого-нибудь там ваххабита!'