Нефтепровод из Восточной Сибири пойдет в Дацин, в Народную Республику. Россия отдает предпочтение Китаю. Строительство нефтепровода в Дацин дело решенное. Только после этого пойдет разговор о строительстве трубопровода в Находку, в чем особенно заинтересована Япония.
Решение Москвы президент Владимир Путин подтвердил после саммита 'Большой восьмерки' в Глениглсе. Японские комментаторы заявили после этого, что данное решение негативно скажется на развитии российско-японских отношений. Япония, мол, связывала большие надежды с экономическим сотрудничеством в Сибири.
Пекинское правительство, как сообщает China Daily, пообещало вложить в проект 13 миллиардов долларов США. Японцы предложили на строительство трассы в сторону Находки сумму в размере двенадцати миллиардов. Согласно Путину, судьба проекта будет решаться только после того, как будет подтверждено наличие в регионе месторождений с достаточными по объемам запасами нефти.
Решение о строительстве ветки в Дацин российское правительство приняло в апреле. Она пройдет до Сковородино на китайской границе. Оттуда до 2008 года предполагается транспортировать ежегодно в Китай 30 миллионов тонн сырой нефти, частично водным путем.
Под угрозой озеро Байкал
Строительство нитки нефтепровода, проходящей по территории Сибири, вызывает сомнения из соображений экологической безопасности. Трасса обходит озеро Байкал с юга, по территории, подверженной землетрясениям и оползням. В случае аварии озеро Байкал, содержащее четверть все пресной воды Земли, может быть отравлено. Нефтепровод, кроме того, перерезает территории, где расселены несколько малых народов, ставя под угрозу их существование, что доказали представители экологических организаций, работавшие в районе Иркутска.
Первоначально всем проектом занимался концерн ЮКОС. С началом кампании против ЮКОСа московские природоохранные органы запретили проводить какие-либо работы, судя по всему, теперь, после разрушения концерна, у них больше нет никаких сомнений.
В Дацине, конечном пункте нефтетрассы, находится одно из старейших нефтяных полей Китая. Его освоение при жизни Мао Цзэдуна (Mao Zedongs) считалось типичным образцовым промышленным проектом 'строительства с опорой на собственные силы'. С началом проведения политики реформ проект, однако, больше не отвечает экономическим критериям. Его будущее зависит оттого, какие объемы нефти смогут там перерабатывать в будущем. Согласно принятым теперь планам, из Восточной Сибири должны ежегодно поступать 80 миллионов тонн.