Москва, 13 июля 2005 года. Либеральные оппозиционные политики предостерегают, что изменения в российское законодательство о выборах, утвержденные в среду верхней палатой парламента, могут открыть дорогу для фальсификации результатов будущих выборов.
Кремль впервые объявил об этих изменениях в сентябре прошлого года, после захвата террористами школы в Беслане, на юге России, в рамках мероприятий по укреплению политических институтов Москвы.
Новые правила кладут конец соперничеству между отдельными лицами, которое прежде позволяло избирать в Думу (нижняя палата парламента) половину из 450 депутатов. В будущем всех депутатов станут избирать по партийным спискам. Порог для прохождения в Думу партий повышается с 5 до 7%; партиям запрещается создавать избирательные блоки для преодоления этого порога.
Председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ Александр Вешняков сказал, что вышеуказанные изменения, которые теперь предстоит утвердить президенту Владимиру Путину, помогут России создать "реальную систему партий".
Но немногочисленные оппозиционные партии давно уже предостерегают, что новые правила могут не позволить им иметь своих представителей в Думе и в региональных собраниях, в результате чего и там, и там установится господство дружественных к Кремлю партий. Они также обращают внимание на изменения в правилах контроля за выборами, которые тоже подверглись пересмотру.
По новому законодательству, независимые внутренние наблюдатели и журналисты не будут допускаться к наблюдению за подсчетом голосов, а только члены зарегистрированных партий. Международным наблюдателям разрешат присутствовать только по приглашению.
Изменениями предусматривается использование в ряде регионов электронных систем голосования - которыми, как опасаются оппозиционные партии, можно легко манипулировать. Изменения также разрешают избирателям голосовать на других избирательных участках, не получая открепительных талонов с того участка, где они зарегистрированы. Оппозиционные группировки говорят, что это создает условия для "выборной карусели", когда людей перевозят автобусами с одного избирательного участка на другой, чтобы проголосовать за одного какого-то кандидата.
Известный независимый депутат Владимир Рыжков сказал, что эти изменения равноценны "государственному перевороту".
"Кремль делает приготовления к фальсификации результатов выборов, - сказал г-н Рыжков. - Они учли украинский опыт".
Михаил Касьянов, бывший премьер-министр, который, возможно, собирается выставить свою кандидатуру на президентских выборах в 2008 году, на недавней пресс-конференции предостерег, что реформа законодательства о выборах "практически создает монополию власти".
"Закон препятствует вхождению в политику новых политических сил и создает условия для фальсификации (результатов выборов)", - сказал он. На этой неделе стало известно, что прокуратура начала против Касьянова расследование по подозрению в мошенничестве. Многие в России полагают, что данное расследование является политически мотивированным.
Даже Александр Иванченко, бывший глава ЦИК РФ, возглавляющий ныне Институт независимых выборов, говорил об опасностях фальсификации, предостерегая, что, в соответствии с новым законодательством, "общественные наблюдатели как класс ликвидированы".
Оппозиционная партия "Яблоко", которую возглавляет либеральный экономист Григорий Явлинский сказал, что его тоже заботит потенциальная возможность злоупотреблений при использовании электронных машин для голосования.
Кремлевские чиновники говорят, что новые правила помогут создать более стабильную, зрелую систему партий и подтолкнут малочисленные партии к объединению - отсеяв тем самым многие крайние партии, которые появляются и исчезают в период после краха Советского Союза.
Председатель думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин сказал, что подробные оценки показывают, что прокремлевская партия "Единая Россия", завоевавшая в Думе почти две трети мест на выборах 2003 года, по новым правилам получила бы на 60-65 мест меньше.
"Законодатели последовательно претворяют в жизнь партийный принцип формирования состава Думы", - сказал он.
Представительница по связям с общественностью Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) вчера сказала, что Россия как член ОБСЕ взяла на себя политическое - хотя юридически необязательное - обязательство приглашать наблюдателей из других стран - членов ОБСЕ.
Копенгагенский документ от 1990 года также обязывает страны- члены ОБСЕ приглашать "любые соответственные частные институты и организации, которые могут захотеть наблюдать за выборами", если это разрешено законом.