Есть люди, в руках которых 'свобода' становится тиранией, 'демократия' - легитимизацией, пишет Рамзи Баруд
Нельзя пытаться решить столь сложный вопрос как политические, социальные и экономические реформы, не столкнувшись при этом с проблемами свободы слова и независимости СМИ. Свободные СМИ - как условие, так и продукт подлинно демократического общества. Нигде этот вопрос не имеет такого значения, как в арабском мире.
Традиционным уделом СМИ в арабском мире является роль орудия пропаганды. Эта концепция имеет не только негативную окраску: пропаганда - не только инструмент контроля над умами и обеспечения единомыслия. В некоторых арабских странах после обретения независимости в результате кровавой, но увенчавшейся успехом борьбы за свободу, СМИ (какими бы примитивными они ни были) использовались как средство достижения национального единства.
Возвращение пропаганды к более традиционной роли - подавлению свободы, затыканию рта оппозиции и бесконечному восхвалению правящих элит - стало лишь вопросом времени. Несмотря на поразительное сходство между тем, чего добивалась эта пропаганда как орудие контроля над толпой и пропаганда западных держав (в том числе, Соединенных Штатов), пользовавшаяся во время и после Второй мировой войны более изощренными методами, стиль и представление резко отличались.
Так, в Соединенных Штатах, общественное согласие было достигнуто, главным образом, благодаря более научным методам пропаганды и опасному союзу деловых и политических элит. Она широко использовала метод определения повестки дня, чем охотно занялась правящая верхушка, в то время как низы жили согласно заданной сверху программе, от всего сердца веря, что они обладают полной свободой выбора.
В арабских странах пропаганда тоже не была благоприятным явлением. Будучи столь же эффективной, она отличалась жестокостью и репрессивностью. 'Непокорные' элементы общества жестоко подавлялись и загонялись в подполье. Казалось, что арабские СМИ созданы исключительно для того, чтобы восхвалять своих правителей и чудо самого их существования.
В наши дни изменения кажутся неизбежными. Изменились сами средства коммуникации. Больше нельзя перекрыть целому народу доступ к региональным и мировым новостям. Нереально убедить массы в том, что им не следует многого ожидать от своих лидеров, тогда, когда им известны международные стандарты государственного управления.
Более того, демократическая риторика распространилась повсюду. Само наличие продукта демократии достаточно для того, чтобы подчеркнуть каждый аспект благосостояния индивида или даже целого народа. Администрация США благоразумно выбрала для себя роль провозвестника демократии арабам, потому что ей хорошо известно, что с такой неоднозначной концепцией нельзя ошибиться. В отличие от недолговечных выдумок об оружии массового поражения, демократические лозунги не стареют и их сложно подвергнуть критическому анализу.
Эти причины - улучшенные технологии коммуникации и общедоступность информации, вместе с политической манипуляцией извне - усилили уже имеющее место давление на многих лидеров арабского мира, вынуждая их ослабить тотальный контроль над СМИ и приспосабливаться к новой реальности. Однако, это не означает, что неизбежные перемены сами не окажутся под контролем властей, стремящихся, таким образом, сохранить статус-кво в крайне неравноправных отношениях между правящими и управляемыми.
Несомненно, в некоторых арабских странах происходят определенные перемены в отношении к СМИ. Однако, нет никаких свидетельств тому, что эти перемены вдохновлены осознанием важности свободы СМИ для придания власти социальной ответственности.
Власти некоторых арабских стран стоят перед действительно огромным вызовом. Как показывает история, арабское население можно принудить к подчинению, но заставить их пребывать в этом состоянии довольно затруднительно, особенно учитывая то, что отношения между населением арабских стран и властями отличает подозрительность и недоверие.
Хотя можно с удовольствием наблюдать ослабление строгого контроля государства над СМИ в некоторых арабских странах - по всей видимости, с целью выработки более научных механизмов контроля - вряд ли кто-то сможет с уверенностью предугадать будущее этого процесса. Хотя арабский мир страстно желает иметь свободу высказывания и беспрепятственного выражения своих обид, у государства есть границы, выйти за которые нельзя. Считается, что это скомпрометировало бы правящие элиты и их право на неограниченную власть.
В результате этого, десятки арабских каналов могут сегодня беспрепятственно передавать непристойности в стиле хип-хоп или вульгарные и часто жестокие переделки американских программ. Арабам предлагаются на выбор тысячи продуктов - в основном, это дрянная еда и бессмысленные погремушки. Частные телекомпании могут свободно воспроизводить популярные американские шоу типа 'Последний герой' ("Survivor"), 'Фабрика звезд' ("American Idol") или 'Кто хочет стать миллионером?' ("Who Wants to Be a Millionaire?"). Однако, нет серьезных и вдумчивых дебатов на тему социальных, политических и экономических проблем арабского общества. И это понятно, потому что они бы наверняка пошатнули сложившийся хрупкий баланс в отношениях имущих и неимущих, правителей и управляемых, угнетателей и традиционно угнетаемых.
Даже каналы 'Аль-Джазира' (Al-Jazeera) и 'Аль-Арабия' (Al-Arabiya), часто приводимые в пример в качестве избранного курса на свободу, по мнению многих арабов, выступают против статус-кво выборочно, преследуя при этом политические цели. На фоне социальной и политической реальности арабского мира их ценность можно поставить под сомнение - роль СМИ не должна сводиться к агитации, снятию табу, выступлениям за и против. Этих функций уже недостаточно, если арабские СМИ хотят дистанцироваться от скрытых политических целей.
Очевидно, что коммуникация - это двусторонний процесс. Однако, похоже, что в значительной части арабского мира СМИ приносят пользу только властям и крупному бизнесу. Их задачей является представлять СМИ всеохватными и демократическими притом, что альтернативным точкам зрения отводится минимум места. Однако, если арабские СМИ в своем сегодняшнем состоянии будут призваны к внесению вклада в политические реформы во всем арабском мире, то качество конечного продукта можно легко предсказать, поскольку статус-кво сохранится под другим названием и другими лозунгами.
Автор - арабо-американский журналист и главный редактор издания PalestineChronicle.com.