Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Киев есть Киев, Донецк есть Донецк?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Дончане - люди хоть и темпераментные, но вполне практичные. Они совершенно не обязательно останутся по отношению к Ющенко 'навеки врагами'. Сегодня люди поют осанну Москве и шлют анафему Киеву, но ведь в 1991 году все было совершенно наоборот. На референдуме 84 процента жителей Донецкой области проголосовали за создание независимой Украины, потому что люди надеялись на улучшение своего экономического положения. Если что и сможет свести Киев и Донецк вместе, то это общность экономических интересов

ДОНЕЦК, УКРАИНА - Донецк, центр горнодобывающей промышленности и черной металлургии в Восточной Украине, уже давно считается трудно управляемым местом. Еще лидер большевиков Лев Троцкий говорил, что 'в Донбасс без противогаза лучше вообще не соваться', имея в виду именно политическую, а отнюдь не экологическую ситуацию.

В далеком уже 1989 году донецкие шахтеры были первыми из советских рабочих, кто восстал против власти Коммунистической партии: им удалось добиться от властей повышения заработной платы и других уступок, которые фактически стали началом падения старого режима. А в ноябре прошлого года, когда нынешний глава украинского государства Виктор Ющенко возглавил протест против официальных результатов президентских выборов, именно из Северодонецка, что недалеко от главного города региона, раздались первые призывы к отделению от Украины. Сторонники Виктора Януковича, местного кандидата, активно продвигаемого Москвой, угрожали отколоться от Украины в случае, если Янукович, официально признанный победителем, не станет президентом.

Прошлогодние разговоры о том, что восточная Украина может отколоться от остальной части страны и присоединиться к России, были, скорее всего, не более чем досужими разговорами, но за шесть месяцев пребывания у власти после 'оранжевой революции' правительство Ющенко так и не смогло перебороть недоверие и скептицизм жителей восточной Украины. Для них руководство Ющенко и премьер-министра Юлии Тимошенко означает непродуманные экономические шаги и карательные походы против региональных политических лидеров. И если команда Ющенко не начнет шевелиться, и ей не удастся развеять такое впечатление о себе, на парламентских выборах 2006 года - главной надежды сторонники нынешней власти на закрепление демократических перемен - их ждут большие проблемы.

Город, который сегодня известен под названием Донецка, был основан в 19-м веке валлийцем Джоном Хьюзом (John Hughes), заложившим здесь факторию, вскоре ставшую крупнейшим производителем железа в Российской империи. Сегодня, хотя наследник того предприятия Донецкий металлургический комбинат уже не играет такой господствующей экономической роли, как раньше, миллионный город живет совсем не праздной жизнью. Куда ни посмотри, со всех сторон это процветающий город, уже вполне оправившийся от трудных лет раннего постсоветского периода. Здесь люди говорят о том, что им есть что терять и о том, что, собственно, они уже немало потеряли с того дня, как Ющенко стал президентом.

Экономическая ситуация становится все более нестабильной, что они неизменно относят на счет политики новой президентской команды - повышения курса гривны к доллару, провальной программы регулирования цен на топливо и угрозы пересмотреть итоги приватизации государственных предприятий, доставшихся 'друзьям' старого режима по заниженным ценам.

При всех своих недостатках, говорят местные жители, Янукович показал себя эффективным руководителем: эта часть Украины процветала и с 1997-го по 2002-й годы, когда он был губернатором, и с 2002-го по 2003-й, когда он стал премьер-министром Украины. Они считают, что в результате 'оранжевой революции' произошло лишь то, что один преступный клан - клан Януковича - сменился на другой - 'семью' Ющенко. В Донецке указывают на присутствие в новом правительстве Юлии Тимошенко, бывшей руководительницы 'Объединенных энергосистем Украины', сидевшей в тюрьме при правительстве Кучмы, как на явное свидетельство применения двойных стандартов в борьбе с коррупцией. Это стало особенно заметно после того, как в апреле этого года по обвинению в вымогательстве был арестован Борис Колесников, председатель Донецкого областного совета и глава Донецкого отделения возглавляемой Януковичем Партии регионов.

В отличие от восточной части страны, в Киеве и западных городах вроде Львова и Мукачево новое правительство поддерживают абсолютно все, даже при том, что многие его критикуют. Для жителей западной Украины приход к власти Виктора Ющенко стал обретением свободы и новых возможностей для самореализации.

Если в Соединенных Штатах сторонников республиканской и Демократической партий кратко называют 'красными' и 'синими', то на Украине с Ющенко и Януковичем ассоциируются, соответственно, оранжевый и голубой цвета. Здесь дело даже не в том, как отражалась область поддержки кандидатов по телевидению во время голосования - эти цвета стали символами кампании для обоих соперников, а цвет Ющенко даже дал название украинской революции, приведшей его к власти. Во время последнего раунда президентских выборов в декабре десять восточных и южных регионов Украины окрасились в голубой цвет, проголосовав за Януковича - в Донецкой области он даже набрал 93,5 процента голосов. Остальные же семнадцать областей стали 'оранжевыми'.

Результаты опросов общественного мнения поддерживают представление о том, что преодолеть раскол между восточной и западной Украиной пока не удается. Раскол реален и не объясняется только лишь тем, что у восточных украинцев недостаточен доступ к информации, или тем, что они слишком подвержены пропаганде, развернутой в российских газетах и на российском телевидении. Дело в том, что Донецкая область говорит в основном по-русски, и иногда политические разногласия принимают даже этнические формы.

Неудивительно, что серьезно отличаются и экономические предпочтения. Согласно результатам опроса, проведенного Киевским международным социологическим институтом, опубликованных 14 мая в еженедельной газете 'Дзэркало Тыжня' (Dzerkalo Tyzhnia), за пересмотр приватизации, предприятий, проданных в частные руки при прежнем режиме, стоит большинство жителей страны. Однако, если разложить результаты по регионам, становится ясно видно, что по этому опросу мнения востока и запада сильно различаются. Если на западе и юге пересмотр приватизации одобряет значительное большинство опрошенных - 80 и 70 процентов соответственно, - то на Восточной Украине таких всего 53 процента.

Что касается украинско-российских отношений, то политику нового кабинета считают 'антироссийской' 33,6 процента респондентов из восточной и 22,5 процента из южной части Украины. На Западной же Украине таких всего семь процентов.

При этом члены правительства Ющенко не только не стараются сломать эту стену - в последние недели от кабинета исходили шаги, которые могут ее только укрепить, и так считают не только в Донецке, но и в стане сторонников самого Ющенко.

Например, российский политик Борис Немцов в интервью газете 'Сегодня' раскритиковал Тимошенко за попытку регулирования цен на бензин и назвал чепухой ее ссылки на сговор российских компаний. Интервью вышло с двусмысленным заголовком: 'Тимошенко сейчас - главный друг Кремля'.

Западные политические силы и союзники Ющенко, даже разочарованные неспособностью Киева провести обещанные реформы, все равно остаются на стороне нынешнего президента. Донецку же, как и другим районам восточной Украины, команда Ющенко еще не доказала, что его правительство действительно представляет интересы всех украинцев. Если это не удастся, оппозиция получит фору на парламентских выборах следующего года, а отношения с Россией еще более осложнятся.

Дончане - люди хоть и темпераментные, но вполне практичные. Они совершенно не обязательно останутся по отношению к Ющенко 'навеки врагами'. Сегодня люди поют осанну Москве и шлют анафему Киеву, но ведь в 1991 году все было совершенно наоборот. На референдуме 84 процента жителей Донецкой области проголосовали за создание независимой Украины, потому что люди надеялись на улучшение своего экономического положения. Если что и сможет свести Киев и Донецк вместе, то это общность экономических интересов.

Эндрю Юрковский - внештатный обозреватель.