Номер от 15 июля 2005 года. В Средней Азии, регионе авторитаризма и растущего исламского экстремизма, незавершенная демократическая революция успешно совершила еще четверть оборота.
В прошедшее воскресенье Курманбек Бакиев, возглавивший нынешней весной так называемую "Тюльпановую революцию" в Киргизстане, с огромным преимуществом одержал победу на президентских выборах в этой стратегически расположенной, но доведенной до бедности стране. По оценкам внешних наблюдателей, эти выборы, несмотря на завышенные данные явки избирателей, кажется, отразили волю народа.
Выборы знаменуют собой важный очередной шаг для народа, который сверг коррумпированного бывшего президента Аскара Акаева, но который все еще вынужден жить с парламентом, полным его сторонников, и с другими остатками его неотзывчивого режима.
Данные выборы также обладают потенциальной способностью повлиять на автократическую Среднюю Азию. В этом богатом нефтью регионе снова всплывает на поверхность давнее геополитическое соперничество между странами с авторитарными правителями и Западом.
Например, на прошлой неделе Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - в состав которой входят Китай, Россия и четыре среднеазиатских "стана" (в том числе Киргизстан) - обратилась к Соединенным Штатам Америки и их союзникам с призывом установить сроки закрытия их военных баз в регионе. Соединенные Штаты имеют базы в Узбекистане и Киргизстане, чтобы обеспечивать свои войска, которые сражаются против талибов и бойцов "Аль-Каиды" в Афганистане.
На другом внешнеполитическом фронте Киргизстан должен решить, стоит ли ему уступать соседнему Узбекистану, требующему возвратить более сотни беженцев, которые бежали от недавних массовых убийств демонстрантов узбекскими силами безопасности.
Пока что г-н Бакиев пытается осмотрительно сохранять равновесие региональных давлений. Хотя он сказал, что хотел бы, чтобы Россия увеличила свое военное присутствие в его стране (Москва тоже имеет в этой бывшей советской республике свою базу), он оставил себе достаточно пространства для маневра и в случае с Соединенными Штатами. "Теперь мы можем начать обсуждение необходимости присутствия вооруженных сил США, - сказал Бакиев репортерам в понедельник, - "но когда и как это случится, покажет время".
Как лидер развивающейся страны, которая стала демократическим форпостом Средней Азии, Бакиев нуждается в поддержке других демократических стран. Соединенным Штатам, к примеру, следует всерьез призадуматься над возможностью ухода из Узбекистана - неподходящего партнера с точки зрения соблюдения прав человека. Это могло бы помочь Бакиеву облегчить давление со стороны России и Китая, в то же время удовлетворяя военные потребности Соединенных Штатов в регионе - и киргизские нужды (база дает 7% внутреннего валового продукта Киргизстана).
Что касается вопроса беженцев, Бакиев может воспользоваться аргументами Организации Объединенных Наций (ООН), чтобы воспротивиться возвращению этих людей, которым в Узбекистане грозит судебное преследование. На этой неделе ООН выяснила, что "заслуживающие доверия свидетельства очевидцев убедительно доказывают, что военные и сотрудники сил безопасности допустили серьезные нарушения прав человека", совершив убийства на улицах узбекских городов в мае с.г.
После своей победы в воскресенье Бакиев обещал "сделать все, что в наших силах, для того чтобы расширить демократические принципы" в Киргизстане. Неуверенный тон его высказываний содержал намек на то, как трудно будет завершить революцию.