Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Схватка за Среднюю Азию

Будущий характер развития ситуации предсказать невозможно

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Окажет ли киргизская революция на соседние страны? Вряд ли. Вопреки всем ожиданиям она сама изменила свой характер. Киргизия снова установила хорошие отношения с Россией и другими, соседними государствами, живущими в условиях авторитарно-коммунистических режимов

Вугар Асланов - писатель. Родился в бывшей советской республике Азербайджан. Уже не один год проживает в Германии.

Нынешний президент Курманбек Бакиев одержал убедительную победу на президентских выборах в Киргизии, состоявшихся в прошлое воскресенье, благодаря сотрудничеству с Феликсом Куловым. Кулову, пользующемуся поддержкой на севере страны, был обещан в случае победы Бакиева пост премьер-министра. Сам Бакиев родом с традиционно сельскохозяйственного юга страны и представляет его в руководстве государства. Досрочные выборы после свержения президента Аскара Акаева сродни новой революции.

Бакиев и его соратники характеризовали себя во время борьбы против Акаева как демократов, ориентирующихся на Запад. Однако нести ценности Запада в среднеазиатскую республику действительно сложно. Вряд ли следует ожидать, что Киргизия, все еще зависящая, особенно в экономическом отношении, от России и соседних среднеазиатских стран, возьмет слишком уж прозападный курс, например, как Грузия или Украина.

Окажет ли киргизская революция влияние на соседние страны? Вряд ли. Вопреки всем ожиданиям она сама изменила свой характер. Киргизия снова установила хорошие отношения с Россией и другими, соседними государствами, живущими в условиях авторитарно-коммунистических режимов. Это нашло свое подтверждение уже за несколько дней до выборов.

На саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Астане (Казахстан) - в эту организацию входят Китай, Казахстан, Россия, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан - узбекский президент Каримов нашел поддержку по вопросу расстрела демонстрантов в Андижане. На Западе эти действия были осуждены как нарушение границ дозволенного в борьбе против экстремистов. Напротив, от Шанхайской организации Каримов заслужил похвалу за 'решительность': он, дескать, предотвратил очередную 'Оранжевую революцию'.

На давление Запада Каримов отреагировал угрозой отказать США в аренде в его стране аэродромов. Они были предоставлены в распоряжение США только в интересах войны против Афганистана, но война официально закончена, оправдывал узбекский президент свою позицию. Его решение стало на саммите главной темой для обсуждения. В своей резолюции организация потребовала определить точные сроки вывода сил НАТО из Средней Азии. В Афганистане они могут оставаться, сколько хотят, но в других среднеазиатских странах их присутствие необходимым больше не является. Мол, среднеазиатские государства совместно в состоянии и сами защитить себя от терроризма. Удивительно то, что эту резолюцию поддерживает и Бакиев.

Нет сомнений, что проект резолюции был подготовлен Россией. Для России важно не допустить новых 'оранжевых революций' и уменьшить влияние Запада.

Опасность 'Оранжевой революции' беспокоит также Каримова и других среднеазиатских правителей, в том числе президента Казахстана Назарбаева. В его стране в ближайшее время тоже пройдут президентские выборы. В Казахстане существует сильная оппозиция, направленная против Назарбаева и его клана. Назарбаев, чтобы избежать судьбы Акаева, планирует запретить проведение демонстраций перед выборами и после них, приняв специальный закон.

На пространстве Содружества независимых государств (СНГ) снова ширятся атизападные и антидемократические настроения. В этом отношении Россия и Китай придерживаются единой позиции. И не только из-за ресурсов, в которых все больше нуждается растущая экономика Китая, но и, прежде всего, из-за стремления расширить свое политическое влияние, что не приемлют США. Так что ситуация в Средней Азии продолжает оставаться неясной. Будущий характер развития ситуации предсказать невозможно.