18 июля 2005 года. Кремль будто метлой деловито сметает политическую оппозицию, расчищая путь своему кандидату в наследники президента Владимира Путина, которому Конституция РФ запрещает вновь выставлять свою кандидатуру в 2008 году.
Он делает это, незаконно используя правовые инструменты - судебную систему и дружественный к Кремлю парламент - для достижения своих политических целей.
В рамках уголовного дела, которое напоминает дело нефтяного магната Михаила Ходорковского, осужденного в этом году за мошенничество, правительство теперь расследует деятельность бывшего премьер-министра Михаила Касьянова. В пятницу заместитель генерального прокурора России обвинил г-на Касьянова - незаявленного, но усиленно рекламируемого кандидата в президенты - в том, что тот, будучи премьер-министром, заплатил "символическую сумму" за роскошную государственную виллу.
Касьянов поддерживает тесные связи с российскими олигархами, и очень маловероятно, что его прошлое, как и прошлое его друга-нефтяника, не замарано коррупцией (одно из его ранних прозвищ было "Миша два процента"). Но каков мотив выбора Касьянова в качестве объекта преследования, когда коррупция так широко практикуется российским правительством и деловой элитой? Быть может, Касьянов, как и Ходорковский, становится политической угрозой для г-на Путина и его правительства?
Касьянов, уволенный г-ном Путиным в 2004 году, публично сетовал на то, что Россия "идет не тем путем". Его сделанное в феврале с.г. заявление о том, что он хочет помочь объединить разрозненные силы политической оппозиции в своей стране, вызвало слухи о том, что он стремится в президенты - слухи, которые он не пытался опровергать.
Высказывания Касьянова по поводу отхода России от демократических ценностей и того факта, что российская экономика слишком националистическая, должно быть, заставили прозвучать сигналы тревоги. В самом деле, расследование против него было начато по запросу одного прокремлевского депутата Государственной Думы РФ.
В то время как судебная система выбрала своей жертвой Касьянова, парламент ужесточает законы о выборах в ущерб оппозиции.
На прошлой неделе верхняя палата парламента приняла ряд изменений в законодательство о выборах, в частности подняла порог для партий, желающих пройти в парламент, с 5 до 7% голосов. Она также запретила партиям образовывать предвыборные блоки. Независимых внутренних наблюдателей, в том числе журналистов, больше не будут допускать на избирательные участки для мониторинга подсчета бюллетеней. Касьянов говорит, что изменившееся законодательство, которое сейчас дожидается подписи Путина, "практически устанавливает монополию власти".
Учитывая недостатки последних президентских выборов, а также прежние попытки задвинуть в сторону оппонентов, эти меры не должны никого удивлять.
Но Кремль зря рассчитывает на то, что вышеназванные меры позволят его защитить. Укрепляя стены, отгораживающие его от внешних критиков, Кремль всего лишь препятствует здоровому обмену идеями, который нужен для того, чтобы двигать Россию вперед.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Изощренные политические игры России ("Liberation", Франция)
Кремль - Касьянову: первое предупреждение ("The New York Times", США)
Дело Касьянова: Так обстоят дела в России ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия