Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Воинственный олигарх делится своими планами

Глава "Альфы" Михаил Фридман не бежит от драки. Однако амбициозный россиянин хорошо понимает, что войны редко бывают прибыльными

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Михаил Фридман, глава "Альфа-Групп" и один из самых амбициозных предпринимателей России, ведет принципиальную борьбу с известной западной компанией. В 1997 г. "Альфа" сцепилась с British Petroleum из-за нефтяных активов. А в прошлом месяце Фридман, похоже, бросил вызов всей телекоммуникационной отрасли Скандинавии

Published: July 7 2005 03:00 | Last updated: July 7 2005 03:00

Михаил Фридман, глава "Альфа-Групп" и один из самых амбициозных предпринимателей России, ведет принципиальную борьбу с известной западной компанией.

В 1997 г. "Альфа" сцепилась с British Petroleum из-за нефтяных активов. А в прошлом месяце Фридман, похоже, бросил вызов всей телекоммуникационной отрасли Скандинавии.

"Альфа" спорит с норвежской Telenor из-за стратегии "Вымпелкома", второго по величине оператора мобильной связи в России, и еще больше испортила отношения с TeliaSonera, ведущим оператором в северном и прибалтийском регионах, фактически расстроив ее сделку по покупке контрольного пакета акций в крупнейшем турецком операторе мобильной связи, Turkcell.

Но Фридман, один из самых богатых российских олигархов, хорошо понимает, что войны редко бывают прибыльными. Его громкая схватка с ВР закончилась в 2002 г. продажей британской компании половины доли "Альфы" в российской "ТНК", что привело к появлению англо-российской нефтяной компании.

Фридман надеется, что споры с TeliaSonera и Telenor приведут к созданию новой мировой телекоммуникационной компании, которая выйдет далеко за пределы России и даже бывшего СССР.

"Мы хотим стать частью мировой телекоммуникационной компании, евразийской Vodafone. Мы хотим перевести все наши доли в различных операторах связи в одну компанию, будь то Telenor, TeliaSonera или любой другой международный игрок", - сообщил он "Financial Times".

Телекоммуникационные активы "Альфы" оцениваются в 8 млрд. долларов и распределены между несколькими компаниями. Это 32% акций "Вымпелкома", 25% "МегаФона", третьего по величине мобильного оператора в России, и 45% "Киевстар", ведущей телекоммуникационной компании Украины. Наряду с "Альфой" акционерами этих компаний также являются Telenor и TeliaSonera. Telenor владеет 55% акций "Киевстар" и 26% "Вымпелкома", тогда как TeliaSonera принадлежит 44% "МегаФона".

Причина раздора "Альфы" и Telenor - стратегия "Вымпелкома". Первая считает, что оператор должен выйти на украинский рынок, чтобы сохранить быстрые темпы роста, а вторая этот шаг блокирует.

По словам "Альфы", налицо конфликт интересов у Telenor, которая якобы просто пытается защитить свою доминирующую позицию на Украине. Telenor возражает, что "Альфа" стремится получить контроль над "Вымпелкомом". Тем временем менеджмент самой компании находится в подвешенном состоянии, не зная, как действовать.

В такой же тупик "Альфа" зашла и в своих отношениях с TeliaSonera. В прошлом месяце российская компания согласилась предоставить финансирование в размере 3,3 млрд. долларов турецкому конгломерату Cukurova, переживающему финансовые проблемы и владеющему большим пакетом акций Turkcell. Часть пакета состоит из облигаций, которые "Альфа" может перевести в 13-процентную долю в Turkcell. Это сорвало уже согласованную сделку TeliaSonera о покупке 27% турецкого оператора, что дало бы ей контроль над компанией.

Фридман считает, что единственный выход из тупика - это создание мировой компании по модели Vodafone или Orange. Наиболее логичной основой для такой компании были бы TeliaSonera или Telenor.

Впрочем, как бы сильно Фридману ни хотелось создать мировую компанию, он сомневается, что другие миноритарные инвесторы захотят консолидировать свои доли в российской компании.

"В России все еще слишком много рисков, и инвесторам это не понравится".

С другой стороны, обмен его акций в российских компаниях на меньшую долю в скандинавской позволило бы ему распределить риск как раз в то время, когда давление со стороны Кремля возрастает.

Продажа половины доли "Альфы" в "ТНК" британской BP уже послужила этой цели. Однако дальнейшее сокращение доли в нефтяной компании кажется политически невозможным, учитывая явное желание Кремля установить контроль над энергетическим сектором. Фридман надеется, что Кремль окажется более терпимым в отношении телекоммуникационной отрасли.

Для достижения своей цели бизнесмену придется заручиться согласием не только Кремля, но и правительств Норвегии, Швеции и Финляндии, которые по-прежнему контролируют Telenor и TeliaSonera. Создание мировой компании приведет к размыванию их долей. "У этих стран есть уникальная возможность создать новую "Nokia" в смысле глобального охвата", - говорит Фридман.

Судя по прошлому опыту, TeliaSonera и Telenor могут не одобрить эту идею.

"Такие решение об индустриальном сотрудничестве основываются на взаимном доверии, которое сначала необходимо установить", - приводит одно норвежское издание словам министра торговли и промышленности страны Берге Бренде (Borge Brende). - "К "Альфе-Групп" у меня такого доверия нет".

TeliaSonera от комментариев отказалась, сославшись на то, что не получала конкретного предложения от "Альфы".

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Глава 'Альфы' строит грандиозные планы ("The Financial Times", Великобритания)