После Нью-Йорка и Мадрида - Лондон. И все же полицейская дубинка, пущенная в ход после событий 11 сентября 2001 года и все чаще наносящая удары после мадридской бойни 11 марта 2004 года, казалось, значительно ослабила сети террористических организаций в Европе. Но удары, нанесенные 7 июля в самом сердце британской столицы, говорят об обратном. Вниманию читателей предлагается расследование проблемы новых исламистских легионеров.
После вывода советских войск из Афганистана в феврале 1989 года исламские волонтеры из разных стран нашли новое поле битвы - Запад. С начала 90-х годов классические джихадистские сети раскидывают свою паутину по всей Европе. У этих ячеек, связанных с Аль-Каидой, нередко руководимых укрывшимися в Лондоне (переименованном в 'Лондонистан') джихадистскими муллами, одна задача: экспортировать священную войну из Кабула в Париж, из Кандагара в Мадрид, из Герата в Лондон. Большинство этих сетей не устояло в антитеррористических контратаках, предпринятых после 11 сентября.
Однако их уничтожение не помешало созданию новых 'европейских джихадистских легионов'. Ведь эти ячейки, пустившие в наших городах глубокие корни, возрождаются снова и снова. Они, подобно раковой опухоли, распространяют свои метастазы.
Эта 'трехглавая гидра', как называют европейские легионы представители антитеррористических служб, сегодня использует иракское джихадистское горнило для вербовки своих членов. Многие из них родились или выросли на Западе и составляют вторую волну 'голубоглазых эмиров', которая должна прийти на смену предшествующему поколению (Муссауи (Moussaoui), Ганчарски (Ganczarski), Рейду (Reid), Дюмону (Dumont) и Луазо (Louiseau). . .)
С начала 2005 года эти европейские новобранцы попытались атаковать четыре страны: Францию, Германию, Нидерланды и Италию. Четыре страны, где силы правопорядка среагировали молниеносно и сумели предотвратить теракты и арестовать террористов. Например, в Амстердаме один из 'искателей смерти' был обезврежен меньше чем за неделю до взрывов в лондонском метро.
Однако эта новая 'джихадистская гидра' вызывает все больше и больше вопросов. Как она укоренилась в Европе? Какую роль играла в лондонских событиях? Каковы ее тайные подразделения в других европейских странах?
Независимые ячейки, готовые нанести удар
Расследования, которые привели к выявлению этих новых легионов европейских джихадистов, были инициированы в начале августа 2004 года специалистами по антитеррору судьями Жаном-Луи Брюгьером (Jean-Louis Bruguiere) и Жаном-Франсуа Рикаром (Jean-Francois Ricard). Следствие началось в связи с делом о гибели 19-летнего французского гражданина Редуана эль-Хакима (Redouane el-Hakim), убитого во время американских бомбардировок Фаллуджи 17 июля 2004 года.
В течение восьми месяцев за подозрительными личностями, обосновавшимися в пяти европейских и трех соседних с Ираком странах, велось тщательное наблюдение. Таким образом было установлено, что европейские добровольцы иракского джихада используют три различных канала. Первый - через сирийскую границу, второй - через Турцию и Курдистан и третий в южные районы Ирака из Кувейта и Саудовской Аравии.
По данным одной из западных разведок, эти три канала функционируют как 'единое целое, состоящее из 'ступенчатых сетей', связи между которыми устанавливаются и разрываются в зависимости от личных отношений их вдохновителей, от их национальности и их идеологических симпатий'.
Эти каналы имеют два основных свойства: они умеют быстро приспосабливаться к обстоятельствам и располагают очень эффективными электронными средствами координации и значительными денежными суммами.
Таким образом, благодаря расследованию, проводившемуся с осени прошлого года во Франции, Германии, Нидерландах, Италии и Великобритании, стало известно, что немалая часть денежных средств поступает из одного и того же источника - ирландского филиала исламистской ассоциации, базирующегося в южном пригороде Дублина. Им руководит уже 25 лет живущий в Ирландии ливийский активист. После терактов 11 сентября его арестовали и несколько месяцев держали в заключении, а потом отпустили.
Следователи установили, что подавляющее большинство отправляющихся в Ирак европейских джихадистов снабжает фальшивыми документами сеть изготовителей фальшивых бумаг, которой руководит живущий в Лондоне египетский активист Мохамед Али Абу Хомам (Mohamed Ali Abou Homam). Благодаря тесному сотрудничеству французских и британских антитеррористических служб, 10 октября 2004 года он был арестован.
С самого начала это расследование касалось лишь сирийского канала, которым пользовались отправляющиеся в Ирак французские добровольцы. Но очень скоро лавина установленных фактов позволила следователям лучше понять, что представляют собой распространившиеся по всей Европе легионы 'Аль-Каиды'.
17 июня 2004 года. Судья Брюгьер приезжает в Дамаск, где добивается от сирийских властей экстрадиции во Францию алжирца Саида Арифа (Said Arif).
Ариф - ближайший соратник государственного преступника N1 в Ираке - Абу Муссаба аль-Заркави (Abou Moussab al-Zarqaoui), который поручил ему наблюдение за самым важным каналом прибытия добровольцев-джихадистов из Европы через Сирию.
О непосредственном участии Заркави во введении в действие в конце 2002 года этого сирийского канала стало известно из секретного отчета швейцарского Федерального департамента полиции. Это произошло в рамках расследования начатого весной 2002 года после обнаружения закупки 'Аль-Каидой' большого количества чипов мобильной связи 'Suisscom'.
Уран, рицин и. . . липовые страховки
В своем отчете швейцарский Федеральный департамент приводит сводную таблицу всех звонков, сделанных с помощью этих чипов. И их тщательный анализ показывает, что Заркави звонил не только из Ирака, но и из приграничных зон Сирии, в частности из района городка Хусейба. Эти звонки из Сирии начались еще до падения режима Саддама Хусейна, продолжались в первые месяцы американской оккупации и окончательно прекратились в конце лета 2003 года. То есть как раз в тот момент, когда было получено сообщение о прибытии в этот район Саида Арифа. С осени того же года он и становится ответственным за сирийский канал.
Родившийся в 1965 году в Оране на западе Алжира, Ариф является ветераном джихада. Будучи лейтенантом алжирской армии, он дезертировал и, по имеющимся у нас сведениям, в середине 90-х годов нередко бывал в лагерях 'Аль-Каиды' в Афганистане. Потом он жил в Европе, в частности в Германии, где, по всей вероятности, встречался с членами 'франкфуртской группы', которой руководил Мохаммед Бензахрия (Mohammed Bensakhria), арестованный и экстрадированный во Францию после несостоявшегося теракта на рынке в Страсбурге под Рождество в декабре 2000 года. Шариф, сумевший скрыться во время облавы, бежал в Пакистан. После разгрома прибежища талибов накануне 11 сентября он отправляется на Кавказ и пытается присоединиться к чеченскому сопротивлению. На границе между Чечней и Грузией его приблизил к себе Абу Атийя (Abou Atiya), местный эмир организации 'аль-Тавхид' (al-Tawhid), руководимой Заркави. Он принимает решение вступить в эту организацию и остается в ее лагерях подготовки в Панкисском ущелье. Там он, конечно, встретил несколько других террористов из Франции, среди которых был и Менад Беншеллали (Menad Benchellali) или 'Химик', мозг 'чеченских сетей', ликвидированных во Франции в декабре 2003 года.
Сведения, полученные после экстрадиции Саида Арифа, вывели антитеррористические службы Европы на след еще трех самостоятельных сетей, занимавшихся идеологической обработкой и отправкой добровольцев из Европы на войну в Ирак.
Сначала была уничтожена сеть изготовителей фальшивых документов, которой в Лондоне руководил Мохамед Али Абу Хомам (Mohamed Ali Abou Homam), арестованный в октябре 2004 года. Потом, в конце января 2005 года, была арестована группа XIX округа Парижа. Но самая крупная сеть была раскрыта в Германии. Ее члены в декабре 2004 года совершили покушение на бывшего премьер-министра Ирака Ияда Алави (Iyad Allaoui) во время его визита в Берлин. И когда 23 января 2005 года ее эмир, иракец по национальности Ибрагим Мохаммед (Ibrahim Mohammed) угодил в силки антитеррористической полиции Германии, следователи были потрясены, узнав, что он уже почти заключил тайную сделку о покупке в Люксембурге. . . обогащенного урана!
По сведениям источников, близких к проведенному в Германии следствию, эта сделка и, разумеется, террористическая атака, для которой и предназначался тот самый уран, вероятно, финансировалась благодаря поставленным на широкую ногу мошенническим операциям со страховками. Эти махинации были задуманы Ибрагимом Мохаммедом и его сообщником палестинцем, родившимся в Ливии.
В момент ареста этого соучастника его жена собиралась получить 830 000 евро, представив в банке поддельный акт о смерти, согласно которому ее муж несколько месяцев назад погиб в автомобильной катастрофе в Египте.
Разгром этой сети в Германии подтверждает, по крайней мере, две вещи. Прежде всего, то, что, готовясь к атакам с применением 'грязной бомбы', террористы показали, что не остановятся ни перед какими злодеяниями, и что обуревающая их безумная жажда убийства дошла до предела. Кроме того, антитеррористические службы получили подтверждение опасений, не оставлявших их уже несколько месяцев: деятельность этих сетей вступила во 'вторую фазу'. Теперь речь уже не идет о том, чтобы только отправлять бойцов для усиления исламистского сопротивления в Ираке, а, наоборот, о том, чтобы начать 'отлив'. Сотни джихадистов покидают Ирак и возвращаются в те страны Европы, откуда они родом. Их задача - создание ячеек международного терроризма.
Экстрадированный во Францию в июне 2004 года, Саид Ариф, 'алжирец Заркави', сообщил судье Брюгьеру, что сетям, состоящим из 'вернувшихся из Ирака', поручена подготовка терактов, в частности в Италии и Великобритании. Однако это движение 'возвращенцев' получило конкретное подтверждение лишь осенью 2004 года.
Точнее, первые сигналы о нем поступили в ноябре из конфиденциальной инструкции болгарских спецслужб. Содержание этой инструкции, переданное другим европейским службам по борьбе с терроризмом, стало настоящим предостережением. Десятки джихадистов направляются теперь на юго-восток Европы, пытаясь через Балканы по поддельным документам попасть в те страны, гражданами которых они являются. А в декабре отчеты, поступившие на сей раз от разведок арабских и западных стран, подтвердили сведения, изложенные в болгарской инструкции. Все больше и больше иностранных джихадистов пытается перейти сирийскую границу, но не для того, чтобы попасть в Ирак, а чтобы выбраться оттуда. Эти 'вернувшиеся из Ирака' даром времени не теряли.
В декабре 2004 года 'Аль-Каида' и руководимая Заркави организация слились и таким образом превратились в самую крупную криминальную группировку бен Ладена и эмира всех верных 'Аль-Каиде' кланов в Ираке. Ячейки, сформированные из прибывших из Ирака бойцов, приступили к действиям практически по всей Европе. Полиция Германии, Франции и Нидерландов заметила необычайное оживление в экстремистских кругах и стала готовиться к худшему. Ведь это объединение Заркави - бен Ладен тут же было воспринято антитеррористическими службами как страшная угроза. Поскольку это означало, что европейские сети организации Заркави 'аль Тавхид' отныне находятся в распоряжении 'оперативного отдела' 'Аль-Каиды', организатора атак на американские посольства в Найроби и Дар-эс-Саламе (1998 г.) и на сами Соединенные Штаты 11 сентября 2001 года. Ни у кого не было сомнений в том, что атаки возобновятся. Но где и когда?
Они хотели убить Тони Блэра
Великобритания, верный союзник американского 'дьявола', является основной мишенью террористов. Как, впрочем, и Италия. Однако с осени 2002 года было расстроено уже несколько их планов.
Так в ноябре 2002 года провалилась первая попытка теракта в лондонском метро. Эта атака готовилась сетью, руководителем которой был алжирец, родившийся во Франции. К счастью, группировка была ликвидирована еще до того, как приступила к действиям. Затем в декабре 2003 года в Манчестере была арестована другая связанная с 'Аль-Каидой' организация, которая тоже готовила теракт в лондонском метро. Есть правда небольшое отличие: эта атака должна была быть химической. . .
В апреле 2004 года на тайном совещании в Кетте (Quetta) Абу Фарадж аль-Либи (Abou Faradj al-Liby) или доктор Тавфик (Dr. Tawfiq) был избран эмиром 'оперативного отдела' 'Аль-Каиды'. Он стал 'новым мозгом джихада' и преемником Халида Шейха Мохаммеда (Khalid Cheikh Mohammed), арестованного 29 февраля 2003 года, главного координатора атак 11 сентября, прозванного бен Ладеном 'аль-Мох' (мозг).
Как только аль-Либи приступил к своим обязанностям, он сделал упор на насаждение в Великобритании групп бойцов североафриканского происхождения (марокканцев, алжирцев, тунисцев и ливийцев), а Лондон превратился в основную мишень. В мае 2004 года из документов, захваченных при аресте группы активистов, стало известно, что планировалось, по меньшей мере, два теракта.
Первый должен был быть направлен против британского центра электронного прослушивания, связанного с сетью 'Эшелон' Управления национальной безопасности США (NSA). Цель второго - убить Тони Блэра при помощи отравленных рицином ножниц.
Но самой тревожной для британцев оказалась находка, сделанная в июне 2004 года в пакистанском Лахоре. Там были арестованы Халфан Гайлани (Khalfan Gailani), которого разыскивали с момента совершения терактов в Африке в 1998 году, и Наим Нур Хан (Naim Noor Khan), британский инженер пакистанского происхождения, очень близкий к аль-Либи. При аресте они не оказали сопротивления. На жестком диске их компьютеров оказалось два плана атак. Один против финансовых учреждений в Вашингтоне, в том числе резиденции МВФ и Всемирного банка. А второй - все в том же лондонском метро.
Наводящие ужас скрупулезно составленные схемы линий метро вынудили британские антитеррористические службы провести широкую волну арестов в исламистских кругах пакистанцев 'Лондонистана'. Но прямая связь с группировкой Наима Нур Хана так и не была установлена.
Аль-Либи в свою очередь был схвачен в Пакистане 3 мая этого года. Но в то время считали, что атаки на лондонское метро уже можно не опасаться.
А потом было это проклятое 7 июля и эти проклятые взрывы, повергшие Лондон в траур и потрясшие всю Европу.
Другими словами, несмотря на то, что аль-Либи был обезврежен, это ничему не смогло помешать.
Некоторые следователи считают, что эти схемы лондонского метро, спустя год, по-прежнему использовались террористами, принадлежавшими к независимым ячейкам, настолько плотно забившимся в щели, что даже арест лидера не помешал им нанести удар. Эти же специалисты также полагают, что усиление пакистано-североафриканских сетей Великобритании европейскими легионерами, связанными с 'иракскими каналами', весьма вероятно, сыграло решающую роль в проведении этих атак. Оно позволило военной машине, запущенной аль-Либи, осуществить, наконец, после двухлетних бесплодных попыток его террористические замыслы.
По мнению британской прессы, следователи также тщательно изучают 'марокканский след'. Снова всплывает имя некоего Мохаммеда аль-Гербузи (Mohammed al-Guerbouzi). Он уже был заочно приговорен в Марокко к 20 годам тюрьмы за участие в террористических актах в Рабате. Сейчас аль-Гербузи исчез из своей квартиры в Лондоне.
Но убийства невинных людей в Лондоне и Мадриде имеют еще и другие последствия. Они делают европейцев все более решительными и усиливают их солидарность перед лицом варварства.