Манмохан Сингх (Manmohan Singh) не скрывал своего торжества. Во время совместной пресс-конференции с президентом США Джорджем Бушем (George W. Bush) в Вашингтоне человек с голубым тюрбаном на голове невозмутимо улыбался в объективы телекамер, будто, только что завершил рутинный визит. Однако то, что заявил позавчера вечером (по местному времени) хозяин принимающей стороны, означает ничуть не меньше, чем изменение стратегии США по отношению к Индии. Буш пообещал азиатскому ядерному государству полную поддержку в развитии гражданского ядерного сектора. С этой целью США должны также снять все торговые ограничения, введенные в 1998 году после проведенных Индией ядерных испытаний.
Этот разворот в очередной раз демонстрирует, сколь беззастенчиво администрация Буша может менять свою собственную позицию, если это выгодно с точки зрения военно-политических интересов. Буквально недавно США потребовали от иранского руководства соблюдать не только Договор о нераспространении ядерного оружия, но и отказаться от реализации мирной ядерной программы. Но Иран, по сравнению с Индией, можно считать в ядерных вопросах образцом: Тегеран давно подписал Договор о нераспространении ядерного оружия, подписал также Дополнительный протокол о проведении инспекций, и до сих пор нет никаких доказательств, что Иран обладает ядерным оружием. Тегеран, если и не ратифицировал, то, по крайней мере, подписал Договор о запрещении ядерных испытаний. В то же время Нью-Дели - против и Договора о нераспространении, и Договора о запрещении ядерных испытаний, что откровенно продемонстрировал, проведя ядерные испытания в 1998 году.
Между тем, армия Индии, согласно оценкам экспертов, имеет более 30-40 единиц ядерного вооружения. Почему в таком случае администрация Буша подходит к Индии совершенно иначе, чем к Ирану, даже угрожая ему нанесением военного удара? Конечно, американо-индийское сотрудничество в ядерной области будет, как заявлено, ограничиваться мирной сферой. Но ведь в случае с Ираном Вашингтон как раз использует аргумент, что, мол, эти сферы тесно связаны между собой, и потому Тегеран, дескать, должен полностью отказаться от атомной энергии.
С точки зрения администрации США роль могут играть несколько факторов. Во-первых, США учитывают, что ядерный потенциал Индии представляет собой реальную военно-политическую величину. Реально существующую ядерную державу и США предпочли бы иметь в качестве партнера, а не противника. Одновременно имеют место серьезные экономические интересы: американские компании надеются на хороший бизнес в рамках расширения ядерной отрасли Индии.
Однако последним обстоятельством, заставившим США пойти на этот шаг, является, по-видимому, начавшееся в апреле активное сближение между Индией и Китаем. В Нью-Дели тогда побывал с визитом глава пекинского правительства Вэнь Цзиньбао (Wen Jinbao), обе стороны объявили себя стратегическими партнерами. Заявление, учитывая десятилетнюю вражду и наличие больших разногласий, показалось, конечно, излишне оптимистичным. Однако премьер Сингх (Singh) совершенно прав, заявляя, что вместе Индия и Китай могут 'установить новый мировой порядок'. В обеих странах в общей сложности проживает 40 процентов человечества, обе страны демонстрируют значительные темпы экономического роста, и Индия, и Китай являются ядерными державами. Если желанное стратегическое партнерство окажется хотя бы до некоторой степени успешным, то может появиться еще один геополитический центр.
Такая перспектива вызвала тревогу в Вашингтоне, к тому же Китай и Индия уже не один год подвергают критике господство США. Дееспособная ось Пекин-Нью-Дели могла бы оттеснить на второй план не только союзника США Японию, но и ослабить влияние самих США. Последнее предложение Буша Индии, связанное с ядерной сферой, является, очевидно, попыткой завоевать на свою сторону Нью-Дели и таким образом не допустить формирования нового стратегического дуэта.
Без места в Совете безопасности
К тому же американские военные задумываются и о другой перспективе. Еще в 2002 году в докладе Пентагона говорилось о необходимости привлечения Индии в качестве младшего партнера. В Пентагоне хотят с учетом нестабильной обстановки в Пакистане, являющемся не один год фаворитом США, получить доступ к индийским военным базам и индийской военной инфраструктуре. Предлагать в ответ слишком много, разумеется, не придется: Буш ответил отказом и премьеру Сингху, потребовавшему расширения Совета безопасности ООН и места для Индии в качестве постоянного члена этого органа.