Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Русская биржевая лихорадка

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Из офиса Ирины Гофман, генерального директора 'Рамблера', одной из крупнейших российских интернет-компаний, открывается весьма примечательный вид на весь российский политический и экономический ландшафт

Из офиса Ирины Гофман, генерального директора 'Рамблера', одной из крупнейших российских интернет-компаний, открывается весьма примечательный вид на весь российский политический и экономический ландшафт.

Прямо под окнами ее кабинета, разместившемся на одном из верхних этажей переделанного под офисы завода - полуразваленная промзона, каких немало появилось в городе после распада Советского Союза. Чуть подальше высится огромное сверкающее здание штаб-квартиры "ЮКОСа", некогда крупнейшей нефтяной компании страны, родившейся в середине девяностых годов из пепла темной приватизации и в прошлом году практически полностью разрушенной пожаром еще более сомнительной ренационализации; а еще дальше поблескивают на солнце башни Кремля, в последние два года штурмом взявшего все господствующие высоты российской экономики.

Эта панорама не может не наводить на размышления о многих проблемах и трудностях, с которыми нынче приходится сталкиваться всем российским компаниям. Бизнес 'Рамблера', правда, как раз только что вышел за пределы страны и добился международного признания. В прошлом году компания, зарегистрированная на Джерси (Jersey, о. Джерси - одна из крупнейших офшорных зон - прим. перев.), привлекла 40 миллионов долларов на Aim, малой торговой площадке Лондонской фондовой биржи (ЛФБ).

Всего же группа российских компаний, среди которых и 'Рамблер', за последние полгода продала в Лондоне и на дочерних рынках ЛФБ собственных акций на 2,4 миллиарда долларов - и это при том, что за предыдущие десять лет все российские предприятия привлекли на размещении акций всего 1,6 миллиарда на всех рынках мира.

Кроме 'Рамблера', на размещение своих акций в Лондоне пошли промышленный конгломерат 'Система', контролирующий крупнейшую в стране компанию-оператора мобильной связи, первый номер в российской черной металлургии 'Евраз-холдинг' и самая большая сеть продовольственных магазинов 'Пятерочка'. Независимый поставщик природного газа 'Новатек' планирует первичное размещение уже на этой неделе и надеется привлечь до 966 миллионов долларов. На пути в Лондон уже множество других компаний из России, среди которых Новолипецкий металлургический комбинат и 'Русал', один из важнейших производителей алюминия.

У каждого свои резоны предлагать акции на открытом рынке, но в общем эта тенденция наглядно показывает крепость и живучесть частного бизнеса, развившегося в России за последнее десятилетие. Их путь к статусу 'действительно открытого' акционерного общества был отнюдь не легок и тернист - приходилось продираться через дебри вмешательства государства, необходимо было выжить в условиях жесткой, зачастую беззаконной конкуренции. И, тем не менее, размещение их бумаг на международных торговых площадках сегодня знаменует новую фазу в развитии российского бизнеса.

Уже более двух лет из России приходит слишком мало хороших вестей. Экономический рост замедляется, структурные реформы практически остановлены, преследования "ЮКОСа" и другие признаки ухудшения инвестиционного климата вызвали снижение объема внутренних инвестиций.

Однако по нынешней волне первичных предложений от российских компаний становится видно, что и в этой невеселой среде бизнес проявляет мощный инстинкт выживания.

- Размещение акций [российскими компаниями] - это, наверное, самое позитивное событие на нынешнем этапе. Это очень сильный признак растущей зрелости рыночной экономики в стране. Наконец-то мы видим, что компании, работающие в отраслях, которых в советской командной системе просто не существовало, достигают того размера и уровня зрелости и приобретают ту историю, которая позволяет им размещать акции, - считает Чарльз Райан (Charles Ryan), глава московского инвестиционного банка United Financial Group, выступившего главным гарантом некоторых последних размещений.

Вопросы относительно мотивации российских компаний, вдруг сразу решивших пойти на такой шаг, как размещение акций, возникают, во-первых, потому, что акции она предлагают на иностранных, а не отечественных торговых площадках; во-вторых, потому, что далеко не у всех из них заметна настоятельная необходимость привлекать новый капитал.

Жан Лемьер (Jean Lemierre), глава Европейского банка реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development), считает, что, с одной стороны, банк должен приветствовать выход все большего числа российских компаний на открытый рынок, однако хотелось бы, чтобы и на отечественном рынке они проявляли больше активности.

- С одной стороны, то, что эти компании выходят на Лондон[скую биржу], хорошо: таким образом рынок оказывает на них естественное давление и раскрывает их деятельность для всеобщего обозрения. С другой стороны, это означает, что российские рынки капитала остаются недоразвитыми, и, поскольку большинство первичных предложений делается на зарубежном рынке, они могут представлять собой элемент утечки капитала.

Большинство аналитиков и владельцев компаний с таким утверждением не согласны: по их мнению, первичное предложение в Лондоне - дело слишком долгое, сложное и слишком прозрачное, чтобы таким образом пытаться вывозить капитал.

- Чтобы вывезти деньги из России, существует масса гораздо более простых и спокойных способов. Можно, например, за короткое время выплатить самому себе крупные дивиденды, заплатить за них 9 процентов налога и положить на счет в офшорном банке, - говорит Александр Абрамов, глава 'Евраза'.

Начальник российского регулирующего органа, Федеральной службы по финансовым рынкам, Олег Вьюгин считает, что главный мотив компаний, выходящих на биржи Лондона или других зарубежных фондовых центров - стремление формализовать право собственности.

- В девяностые годы для бизнесмена самой главной задачей был контроль над денежными потоками компании. Сегодня уже более важен публичный статус владельца. Для российского бизнеса это уже показатель определенного уровня зрелости.

То, что бизнесмены выбирают не российские биржи, а Лондонскую, по его словам, вполне объяснимо. Во-первых, это дает компаниям возможность выйти на более широкие круги западных инвесторов, на которых на российском рынке могут распространяться определенные ограничения - а ведь более половины всех инвестиций в российские акции сегодня иностранного происхождения.

Во-вторых, на российском рынке до сих пор такое засилье бюрократии, что выпустить акции в Лондоне просто легче.

- Быстро провести первичное предложение в России труднее.

Наши законы не очень удобны для компаний и инвесторов, но мы работаем над упрощением правил, - объясняет Вьюгин.

Конечно, ни одна из российских компаний не совершила ничего противозаконного, выпустив свои акции за рубежом, но Олегу Вьюгину также хотелось бы видеть больше подобных событий в России.

- Запретами на размещение акций за рубежом мы ничего не добьемся. Однако мы должны обязать компании также размещать акции и дома и создавать условия, которые убедят их идти на российский рынок.

Но российские предприятия стремятся на Лондонскую биржу не только из-за проблем с российским законодательством. Аналитики видят в этом один из способов страховки от политических рисков и обеспечения прав собственности у себя в стране.

- Размещая акции в Лондоне, российские компании как бы покупают политический страховой полис. Размещение акций в России такой страховки не дает, - считает Павел Теплухин из управляющей компании 'Тройка Диалог', одного из лидеров российского инвестиционного рынка.

С ним согласен и Эл Брич (Al Breach), начальник стратегического отдела инвестиционного банка Brunswick UBS:

- Когда у вас много иностранных миноритариев, [властям] вас уже труднее прижать.

Мало кто из топ-менеджеров и основателей российских компаний всерьез верит, что, если акции предприятия размещены в Лондоне или в реестре акционеров стоят названия крупных международных инвесторов, это станет полной гарантией от атак со стороны Кремля и от налоговых проверок, за которыми зачастую стоит отнюдь не только желание собрать положенное.

- У "ЮКОСа" было множество иностранных акционеров, его акции торговались в Нью-Йорке - и что, помогло им это? - так ответил на этот вопрос один российский бизнесмен.

Как бы там ни было, российский бизнес прекрасно понимает, что политические риски растут. Диверсификация активов и подготовка почвы для возможного бегства, которое может стать актуальным перед назначенными на 2008 год президентскими выборами - вполне логичный ответ на возрастающее чувство неопределенности относительно

политического будущего страны и защиты прав собственников.

- Российские бизнесмены напуганы и готовят стратегию бегства, - считает Теплухин.

Начальник аналитической службы UFG Стивен О'Салливан (Steven O'Sullivan), полагает, что время для размещения акций выбрано самое правильное.

- В 2007 или 2008 году выходить на биржу с первичным предложением было бы уже трудно - слишком близко президентские выборы. Так что компании ловят момент сейчас.

Кроме того, сегодня на российские акции в мире большой спрос, поскольку в других странах на открытый рынок выходит сравнительно немного компаний, а инвесторы всегда идут туда, где быстрее рост.

Три из пяти компаний, уже разместивших свои ценные бумаги в Лондоне или собирающихся сделать это в скором времени - 'Система', 'Евраз' и 'Рамблер' - выпустили для этого новые акции с обязательством реинвестировать полученные средства в развитие. Остальные две предложили инвесторам акции, уже бывшие в обороте. Например, двое владельцев 'Пятерочки', зарегистрированной в Нидерландах сети дешевых супермаркетов, просто продали собственных акций на 600 миллионов долларов, а деньги положили себе в карман.

- 'Пятерочке' не нужны деньги, и средства, полученные от продажи акций, в компанию вложены не будут, - заявил один из членов наблюдательного совета компании.

Стивен Дженнингс (Steven Jennings), глава московского инвестиционного банка Renaissance Capital, оказавшегося в числе главных гарантов выпуска акций 'Евраза', считает так:

- Желание 'убрать фишки со стола' - естественная, но не главная движущая сила последней волны размещения акций.

Дженнингс полагает, что самой главной причиной, по которой компании стремятся продавать акции, стал реальный рост определенных секторов экономики, включая потребительский спрос, строительство и банковское дело, который создает мотивацию для компаний привлекать средства для дальнейшего развития.

- Качество экономической политики в России весьма среднее, увеличивается вывоз капитала, замедляется экономический рост, однако фундаментальная движущая сила экономики - в особенности потребительский спрос - остается в приличном состоянии, - считает Дженнингс.

Хороший пример правильности этого объяснения - 'Евраз', который продал 8,3 процента акций на 420 миллионов долларов. Денег у компании, поставляющей сталь на бурно развивающийся российский строительный рынок, и так достаточно, и никакой настоятельной необходимости продавать акции для привлечения капитала у нее не было: для проведения в жизнь любого проекта было бы потенциально гораздо дешевле и легче привлечь заемные средства. За размещение акций 'Евраз' заплатил 2,75 процента, а выпуск облигаций стоил бы ему примерно 0,75 процента от суммы привлеченного капитала. Однако для Александра Абрамова, которому принадлежит более половины компании, размещение акций на открытом рынке - это совершенно логичный шаг в развитии 'Евраза', открывающий новые возможности для развития и выхода на рынок активов.

- Деньги нам не были нужны. Акции нужны нам как денежная единица рынка активов. Небольшим фабрикам и заводам наши акции нужнее, чем наши деньги, - считает он.

Для 'Рамблера' вопрос денег также стоит не на первом месте - статус важнее. Как говорит Ирина Гофман, 'Нам нужно было создать более высокий имидж компании. Когда мы говорим своим международным партнерам, что 'Рамблер' - это медийная компания, чьи акции торгуются в Лондоне, отношения между нами формируются на совершенно другом уровне доверия'.

Однако, какими бы 'западными' ни выглядели 'Евраз' и 'Рамблер', инвесторам, вкладывающим в них свои деньги, все же приходится брать на себя некоторые чисто российские риски.

- Сегодня на рынке избыточный спрос, вызывающий у инвесторов определенную эйфорию. Почитать прилично составленный проспект эмиссии, подготовленный каким-нибудь международным банком, так эти компании не то что выглядят, а и пахнут совершенно так же, как любая западная компания. Но риски здесь совершенно другие, и цена многих из таких первичных предложений завышена процентов на двадцать, - предупреждает менеджер одного из инвестиционных банков.

За многими российскими компаниями тянется хвост нерешенных юридических споров из прошлого; их ждут потенциальные политические риски и в будущем. 'Евразу' приходится отвечать на обвинения со стороны одного из конкурентов в том, что он не до конца раскрывает акционерную структуру своих дочерних компаний. Имя одного из членов совета директоров 'Рамблера', не исполняющего никаких управленческих функций в компании, но работающего в контролирующих ее офшорных фондах, фигурировало в споре с иностранными инвесторами в связи с его более ранним местом работы.

Кроме того, у 'Рамблера' есть и собственный новостной интернет-портал, и собственный телеканал. Хотя Гофман утверждает, что они 'держатся вне политики', в стране, где свобода электронных средств массовой информации уже и так урезана властями, всегда есть риск того, что следующей мишенью кремлевские силовики изберут интернет-контент.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Co-operation and Development), главными проблемами для российской экономики остаются вмешательство властей в бизнес, повальная коррупция на всех уровнях государственной власти, слабая проработка политики и неэффективность государственных монополий. При этом появление нового класса открытых компаний противоречит общему направлению политики Кремля на восстановление государственного контроля над ключевыми областями экономики страны. Аналитики считают, что этим двум тенденциям рано или поздно суждено столкнуться лицом к лицу.

Если тем российским компаниям, что сегодня выводят свои активы на Лондонскую биржу, удастся оказать давление на правительство, с тем чтобы оно создавало условия для процветания частного бизнеса, таким предприятиям, как, например, 'Рамблер', не придется больше задумываться от страховке политических рисков, и они будут продавать акции не за границей, а у себя дома. Если же у них это не выйдет, то, возможно, в России появятся новые юкосы - а на московском пейзаже станет больше полуразваленных промзон.