По мнению одного из лидеров российской оппозиции, народное выступление по образцу украинского, возможно - единственный способ сместить президента Путина
Недавние революции в соседних с Россией странах - Грузии, Украине и Кыргызстане - вызывают в Кремле серьезную озабоченность. Как показал опрос, проведенный на прошлой неделе социологическим центром Фонд 'Общественное мнение' (ФОМ), 42% респондентов считают, что у них 'есть основания' для участия в публичных акциях протеста.
Сегодня политические силы страны готовятся к предстоящим в 2007 г. выборам в Думу (нижнюю палату российского парламента). Вечно конфликтующие между собой основные демократические партии - Союз правых сил (СПС), возглавляемый 'царем приватизации' Анатолием Чубайсом, и 'Яблоко' экономиста Григория Явлинского - на предыдущих выборах потерпели неудачу, и президент Путин отодвинул их на обочину политического процесса. Однако в российском обществе сохраняется приверженность либеральным ценностям. По данным Юрия Левады, главы авторитетного независимого социологического центра, около 30% избирателей готовы проголосовать за общий список кандидатов от демократических сил, если им удастся объединиться.
Независимый депутат Думы - либерал Владимир Рыжков активно пытается создать единое демократическое движение. Он побеседовал с корреспондентом 'Time' Юрием Зараховичем о своих планах в связи с выборами 2007 г.
Вопрос: Почему демократические силы настолько разрознены?
Ответ: На левом фланге Кремль раскалывает ряды оппозиции с помощью специально создаваемых партий. На правом - Кремль периодически снимает жесткую информационную блокаду специально для того, чтобы СПС и 'Яблоко' могли заявить об острых взаимных разногласиях. 'Яблоко' не без оснований упрекает СПС за угодничество перед режимом, и называет его партией большого бизнеса, равнодушной к интересам народа. СПС не без оснований говорит о том, что 'Яблоко' утратило доверие электората. В то же время, лидеры обеих партий настолько ревниво относятся к своим 'вотчинам', что отвергают идею создания новой, единой демократической партии. Они предпочитают смотреть в прошлое, а не в будущее.
Вопрос: Каким образом, по-вашему, можно преодолеть этот раскол в демократическом лагере?
Ответ: Создать новую демократическую партию, объединяющую примерно 30% ныне разобщенных избирателей, которые, по данным опросов, готовы поддержать единый список сильных демократических кандидатов. Ни у СПС, ни у 'Яблока', не говоря уже о мелких демократических группировках, на выборах нет ни единого шанса: рейтинги СПС и 'Яблока' составляют соответственно 0,5 и 1,3%, тогда как Путин поднял 'планку' для прохождения в Думу до 7%. Однако сегодня в путинской России практически невозможно создать партию с нуля. Поэтому мы используем давно существующую, но небольшую Республиканскую партию России в качестве 'центра притяжения' для всех демократов. В этом месяце мы провели Всероссийскую конференцию Республиканской партии с участием 180 делегатов из 58 регионов России; представители других демократических партий были приглашены в качестве гостей. Все они - за исключением 'Яблока', как обычно - заявили о готовности обсуждать наш план объединения.
Вопрос: Но ведь до выборов остается не так уж много времени?
Ответ: Да. Но мы еще можем успеть. Однако, даже если нас поддержит до 30% избирателей, это еще не означает, что мы легко и просто пройдем в Думу. Режим сделает все возможное, чтобы не допустить туда нежелательные элементы.
Вопрос: Как именно?
Ответ: В законодательство только что были внесены новые поправки, позволяющие режиму жестко контролировать ход выборов, и способствующие массовым подтасовкам.
Вопрос: Что это за поправки?
Ответ: Во-первых, упразднен институт депутатов-одномандатников, ранее занимавших половину мест в Думе. Теперь все кандидаты должны входить в партийные списки. Кроме того, в этом месяце режим спешно протолкнул через парламент новые поправки: регистрационный взнос для партий увеличен с 1 до 2 миллионов долларов. Представителям СМИ теперь не разрешается наблюдать за подсчетом бюллетеней.
Одним словом, из-за путинских поправок будущие выборы вызывают большое недоверие.
Вопрос: Что же произойдет?
Ответ: Любые оппозиционные силы, которые сочтут себя обманутыми, скорее всего, обратятся непосредственно к народу. Опыт Грузии, Украины и Кыргызстана показывает: только если граждане выйдут на улицы, они могут заставить власть признать свои преступления.
Вопрос: А что оппозиционные силы предпринимают сейчас?
Ответ: Требуют проведения честных выборов. Именно это должно стать объединительной идеей и боевым кличем для всей оппозиции, правой или левой. Все другие соображения должны отойти на задний план.
Вопрос: Так все же, по-вашему, российский народ готов к демократии?
Ответ: Подавляющее большинство россиян поддерживает демократию. Они хотят честных выборов, свободы слова и оппозиционной деятельности, они выступают против однопартийной системы или режима единоличной власти. Российское общество не менее демократично, чем украинское. Однако на Украине народ привел политическую систему в соответствие с демократическими нормами, а российскому народу это еще только предстоит. Если все другие средства будут исчерпаны, люди выйдут на улицу и добьются этого в ходе народной революции.