Угрозы доходят до самых отдаленных уголков Сибири - непослушные политики должны молчать
Барнаул, июль. Они неплохо постарались. 'Здесь нет места западным прихлебателям!' - написано на немецком языке старонемецким шрифтом на одном из принесенных плакатов. Незначительная грамматическая ошибка простительна, ведь события происходят в 4000 километрах восточнее Берлина. Двое молодых людей со светлыми волосами ежиком заняли позиции перед дискотекой 'Колизей' в западносибирском городе Барнаул.
Время раннее, 9 часов утра, так что вряд ли сюда, мимо свирепо смотрящих блондинов, потянулись любители потанцевать. Сюда пришли университетские профессора, адвокаты, местные политики, профсоюзные активисты и пара предпринимателей. А пригласили их депутат Думы от Барнаула Владимир Рыжков и Фонд Фридриха Эберта, близкий к СДПГ. Кто не побоялся, тот пришел сюда, чтобы послушать московских политологов, социологов и других экспертов на тему 'Россия 2005: реформы и политические процессы в контексте цветных революций'.
Парни у входа не любят революций, не любят Фонд Фридриха Эберта и уж тем более Владимира Рыжкова. 'Мы представляем большинство граждан Барнаула' - говорят они, что особенно удивительно, поскольку большинство избирателей в Барнауле выбрали именно Владимира Рыжкова в Думу в 2003 году. Там он теперь и заседает как независимый депутат и как один из немногих, которые еще смеют громко и ясно говорить, что они думают о президенте Путине. 'Путин создал авторитарную систему', - заявляет, например, Рыжков. А парламент он сравнивает с Верховным Советом, 'поскольку смысл Думы состоит только в том, чтобы поддерживать все, что предлагает Путин'.
Идеология Путина шагает по стране
38-летний, молодо выглядящий депутат Рыжков провоцирует Путина. Но, казалось бы, это не должно волновать хозяина Кремля. На его стороне государственный аппарат, спецслужбы, послушный парламент, да и к тому же высокий рейтинг. И все же во властном центре есть люди, которых Рыжков беспокоит, и которые хлопочут по этому поводу. Владислав Сурков, например. Он идеолог при президенте и тот самый человек, который держит в своих руках все нити. А они ведут во многие уголки страны, если необходимо, то и в дискотеку 'Колизей'. Как работают эти нити, довелось почувствовать Валерию Савинкову. Он возглавляет маленькое информационное агентство 'Банкфакс' в Барнауле. Сюда к нему и заглянул несколько месяцев назад молодой худощавый мужчина. 'Представившись сотрудником администрации президента, он положил на стол фотографию', - рассказывает журналист. Это было фото депутата Рыжкова. Савинкову было предложено развернуть против Рыжкова кампанию. Пять раз он встречался с посланцем, предложения становились все заманчивее. У руководителя агентства создалось впечатление, что эмиссар из Москвы располагает 'бюджетом в 200 000 - 300 000 долларов в год'.
Решение Савинкову далось не легко. С одной стороны, он не очень-то любил Рыжкова, с другой стороны, пара долларов не помешала бы его агентству. Но он принял иное решение, из принципа, как он говорит. Правда, с тех пор дела идут неважно, потому что 'люди боятся с нами работать'. К тому же еще возникли неприятности и с властями, которые вдруг обнаружили, что при регистрации агентства 12 лет назад был забыт какой-то документ. Молодой человек из Москвы навестил и других барнаульских журналистов. И в итоге 123 из них поступили совершенно необычно. Они написали открытое письмо. 'Целому ряду наших коллег, - писали они, - было сделано предложение, в том числе и сопровождавшееся угрозами, принять участие в кампании против Рыжкова. При этом было совершенно открыто заявлено, что речь идет о проверке лояльности к Кремлю'. Это 'грязная акция' и 'возврат к старому', - констатировали они.
Но все же появилось несколько статей, например в 'Алтайской правде', где Рыжков изображался как сподручный иностранных фондов. Появились также и демонстранты, на плакатах которых были фотографии Рыжкова рядом с чеченским террористом Шамилем Басаевым. 'Тем самым они добьются противоположного результата', - надеется Рыжков. 'Ведь люди видят, какими средствами ведется против меня борьба'. И, тем не менее, он все же беспокоится, потому что все это лишь часть большого плана, считает он. 'И я не знаю, как далеко они пойдут'.
Но как сообщил недавно ведущим представителям российской экономики Владислав Сурков, человек, держащий в руках все нити, он вовсе не хочет препятствовать демократии. 'Не искусственно мы это сдерживаем, как многим кажется, - сказал он. - Мы просто боимся'.