Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новая реальность Узбекистана

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мы не знаем, сколько точно человек погибло во время беспорядков в Андижане в мае этого года. По заверениям правительства Узбекистана, в столкновениях между полицией и исламскими экстремистами погибло 176 человек. По независимым же оценкам, военные, повернув оружие против безоружных демонстрантов, убили сотни ни в чем не повинных мирных жителей

Мы не знаем, сколько точно человек погибло во время беспорядков в Андижане в мае этого года. По заверениям правительства Узбекистана, в столкновениях между полицией и исламскими экстремистами погибло 176 человек. По независимым же оценкам, военные, повернув оружие против безоружных демонстрантов, убили сотни ни в чем не повинных мирных жителей.

Как бы там ни было, эхо андижанских событий все еще прокатывается по Узбекистану, и мы просыпаемся в мире новой реальности - как для этой страны в отдельности, так и для всей Центральной Азии в целом.

У Узбекистана и так были серьезнейшие проблемы с самого 1991 года, когда он стал независимым государством, но и такой жестокий ответ на эти проблемы, которые в конечном счете и вылились в противостояние в Андижане, никак не улучшил ситуацию. Власти Узбекистана преследовали невинных жителей и сторонников реформ; проводили политику, которая только усиливала проблемы безопасности и раз за разом оказывалась неспособной отвечать на фундаментальные вопросы, из-за которых уровень безопасности и снижался.

Власть в Узбекистане стала одним из самых жестоких режимов в мире. По оценке организации Freedom House, Узбекистан стоит в одном ряду с такими странами-нарушителями политических и гражданских прав человека, как Зимбабве и Беларусь. В своем докладе 'Показатели экономической свободы' (Index of Economic Freedom) за 2005 год фонд 'Наследие' (Heritage Foundation) ставит его на 147-е место в мире, рядом с такими печально известными странами, как Иран и Куба. В феврале 2004 года по Узбекистану был выпущен последний Отчет Государственного департамента о соблюдении прав человека (Country Report on Human Rights Practices), в котором говорится, что ситуация с соблюдением прав человека в стране складывается 'очень тяжелая'. Узбекистан 'никак не продвинулся по пути демократических реформ и наложил дополнительные ограничения на деятельность неправительственных организаций и прессы', пишут специалисты Госдепартамента.

Поскольку нынешний режим своими действиями, репрессивными как с политической, так и с экономической точки зрения, вызвал распространение ужасающей нищеты, коррупции и ненависти со стороны населения, беспорядки в Андижане могут все же служить катализатором политической либерализации. Власти Узбекистана не просто должны наконец понять, что они проигрывают битву за умы и сердца своих граждан, но и оценить, как им придется в конечном счете расплачиваться, если они сейчас не проведут необходимые политические и экономические реформы, устраняющие почву, на которой легко выращивать нестабильность и терроризм.

Но правительство Узбекистана продолжает жить, как жило. Манфред Новак (Manfred Nowak), специальный докладчик Комиссии ООН по правам человека по вопросу применения пыток, обвинил узбекские власти в применении пыток после событий в Андижане. За последние несколько недель, по различным сообщениям, узбекскими властями арестованы десятки людей - в основном это сторонники оппозиции и правозащитники, оставшиеся в Андижане после майской бойни.

Многие другие стали жертвами избиения со стороны неизвестных, угроз со стороны местных властей, кое-кого посадили под домашний арест. К тому же власть не ограничилась только Андижаном и прилегающими районами. Сообщается, что то же самое происходит и в Ташкенте, где многим правозащитникам начали угрожать, что, если они будут участвовать в демонстрациях или других массовых мероприятиях, их арестуют и обвинят в уголовных преступлениях.

Президент Каримов должен понять, что жить, как раньше, уже просто нельзя. Развитие дипломатических и военных связей между США и Узбекистаном в будущем должно быть поставлено в зависимость от раскрытия политической системы Узбекистана, разрешения на регистрацию независимых политических партий, отказа от вопиющих нарушений прав человека и проведения структурных экономических реформ. Кроме того, Узбекистан должен обеспечить, как для собственных граждан, так и для международного сообщества, независимое, прозрачное и заслуживающее доверия расследование применения силы узбекскими спецслужбами против мирных жителей в Андижане.

Если же правительство Узбекистана не начнет проводить комплексные политические и экономические реформы, мы должны и далее предпринимать шаги к тому, чтобы режим Каримова ответил за то, что он делает с узбекским народом.

Илеана Рос-Лехтинен - депутат Палаты представителей конгресса от штата Флорида (Республиканская партия), председатель Подкомитета по Ближнему Востоку и Центральной Азии (Subcommittee on the Middle East and Central Asia) Комитета по международным отношениям (House Committee on International Relations).