Всего лишь два года назад специалисты по энергетике только умилялись, глядя на серьезнейшие перемены на мировом рынке энергоносителей за последние десятилетия: потрясающее возрождение некогда отсталой российской нефтяной индустрии. Хотя в начале 90-х годов прошлого века отмечалось сильнейшее падение объемов добычи, с 1999 года уровень поставок российской нефти вырос на 50 процентов. Сегодня Россия добывает 9,3 миллиона баррелей нефти каждый день, занимая второе место в мире после Саудовской Аравии - это 11 процентов всей мировой добычи. Но, если Россия добывает ее так много, почему же нефть стоит по 60 долларов за баррель? Одна из причин заключается в том, что взявшая резкий старт российская нефтяная машина уже скрипит на полном ходу.
В 2003 году отрасль выросла на 11 процентов, в 2004 году уже на девять, а за первую половину текущего года рост составил всего 3,6 процента. Некоторое замедление роста ожидалось и раньше, но никто не думал, что это будет происходить так быстро.
- В последние два года Россия преподносила плюсовые сюрпризы. В этом году речь идет о минусовых, - считает Стивен О'Салливан (Stephen O'Sullivan), глава исследовательского отдела московского инвестиционного банка United Financial Group.
Главная причина замедления роста очевидна - двухлетний судебный крестовый поход Кремля против обвиненного в неуплате налогов "ЮКОСа", в результате которого вторая нефтяная компания России была разорвана на куски. Однако многим кажется, что это далеко не единственная причина, и ситуация с инвестициями в нефтяную промышленность отражают более общие провалы в нефтяной политике Кремля.
Неочищенная политика
Например, до сих пор никто не может точно сказать, удовлетворит ли дело "ЮКОСа" ренационализационные порывы государства. Президент Владимир Путин 8 июля подтвердил, что гигантский государственный газовый концерн 'Газпром' ведет переговоры по покупке компании 'Сибнефть', занимающей пятое место в списке российских нефтяных компаний. Как считают аналитики, в свете этого совсем не случайным выглядит снижение капитальных инвестиций 'Сибнефти'. В этом году 'Сибнефть' планирует вложить в геологоразведку и развитие инфраструктуры 884 миллиона долларов, в то время как в 2003 году эта сумма равнялась 938 миллионам. Правда, купит ли действительно 'Газпром' 'Сибнефть', пока точно не ясно.
Менеджеры компаний также указывают на недавнее повышение налогов. Сегодня экспортеры нефти платят по 89 центов за баррель на каждый доллар, получаемый сверх цены нефти в 25 долларов за баррель, тогда как в 2003 году этот налог составлял 68 центов. Именно эти дополнительные издержки, а отнюдь не недавнее снижение темпов роста добычи оказывают решающее влияние на динамику мировых цен, полагает Джефф Карри (Jeff Currie), глава отдела по исследованиям глобального рынка энергоносителей в лондонской компании 'Goldman, Sachs & Co'.
- Это событие - очень важный вопрос в экономике отрасли, - объясняет он, - так как затраты на добычу этой нефти очень серьезно возросли.
Никак не улучшает ситуацию и тот факт, что до сих пор не определены правила вложения в отрасль иностранных инвестиций. Недавно правительство вышло с законопроектом, по которому в ресурсных проектах, считающихся стратегическими - в том числе в нефтегазовых, - иностранцам запрещалось владеть долями, превышающими 49 процентов. Сейчас закон пробирается через дебри парламента, и, до тех пор, пока этот вопрос не прояснится, никакие крупные иностранные инвестиции в отрасль не пойдут.
Критике подвергается главным образом не политика правительства в нефтяной сфере, а полной отсутствие таковой.
- К сожалению, в российской энергетической политике у каждого есть свой голос, а это значит, что начальника нет вообще, - огорчен Адам Лэндс (Adam Landes), лондонский аналитик российского инвестиционного банка Renaissance Capital.
У России огромные и дешевые ресурсы, поэтому ее нефтяная отрасль еще имеет огромные возможности для привлечения инвестиций. Но, если верить последним тенденциям, рассчитывать на это вряд ли стоит.
Редактор - Майкл С. Серрилл (Michael S. Serrill)