Спустя семь месяцев после того, как Владимир Путин во время своего визита в Германию заявил, что 'вот уже более трех лет в Чечне не ведется военных действий', отсветы зарева на Северном Кавказе вновь встают над Россией. Люди в Чечне как гибли, так и продолжают гибнуть, будь то военнослужащие российских федеральных сил (по сведениям Комитета солдатских матерей, с начала конфликта в 1999 году там погибли 25 000 человек) или мирное население.
В последнее время подрывы военных колонн и вооруженные засады чеченских боевиков участились. Подобные операции ежедневно уносят жизни в среднем 2 российских военнослужащих. В Москве центральные СМИ умалчивают о масштабах этих непрекращающихся стычек. Умалчивается и практика захвата людей, в прошлом году публично осужденная генеральным прокурором России Владимиром Устиновым, а также широко применяемые пытки захваченных при облавах, которые высшее военное командование и российские спецслужбы (ФСБ) нередко 'поручают' провести отрядам чеченских вспомогательных сил. Эти местные отряды, которые, по некоторым оценкам, насчитывают от 5 000 до 10 000 человек, были созданы, в соответствии с пожеланиями г-на Путина, в рамках политики 'чеченизации' конфликта, чтобы сделать участие федеральных войск (примерно 100 000 человек) менее заметным.
Каждое из этих чеченских вооруженных формирований, объединенных в несколько группировок, получивших названия 'Восток', 'Запад' или СБ (служба безопасности), экипированных и финансируемых Москвой, действует под патронажем одной из центральных российских структур: ГРУ (военная разведка), ФСБ или Генштаба.
Лишь отдельные случаи, когда имеет место большое количество жертв, попадают в отчеты СМИ. Именно так и произошло во вторник 19 июля, когда российский военный автомобиль УАЗ, в котором находились чеченские милиционеры и представитель ФСБ, взорвался в поселке Знаменское, в 60 км к северу от столицы Чечни Грозного. В результате этого теракта, который через Интернет-сайт 'Кавказцентр' взяло на себя чеченское сопротивление, погибли 14 и получили ранения 30 человек. Теракт происходил в два этапа. Как сообщает официальное российское агентство ИТАР-ТАСС, сначала по бронированной машине была произведена автоматная очередь, а потом, когда на место прибыло военное подкрепление, сработало взрывное устройство, по мощности равное 8 кг тротила.
Вечером телевидение показало, как Владимир Путин потребовал от своего правительства принятия 'неотложных мер' по укреплению южной границы России после 'этих трагических событий'.
Краткосрочный визит г-на Путина
Даже по мнению российских обозревателей, ситуация на Северном Кавказе вот-вот может выйти из-под контроля центральных властей. Особенную тревогу у российского руководства вызывает ставшее в последнее время вопиющим положение в Дагестане.
Беспокойство было вызвано вооруженным десантом группы 'Запад' на чеченскую станицу Бороздиновскую, приведшим в июне к массовому бегству ее жителей в Дагестан. Специальный представитель Кремля в этом регионе Дмитрий Козак отправился на место, как это бывает всякий раз, когда какой-нибудь случай, произошедший на чеченской границе, грозит перерасти в серьезный конфликт. 'Г-н Козак, подобно пожарному, мчится гасить каждый вновь разгоревшийся кризис', - говорит один из североосетинских руководителей.
Недавно Кремль направил в Дагестан подкрепление из войск Министерства внутренних дел. Аресты и пытки, осуществляемые на месте милицией и ФСБ, способствуют радикализации части молодежи, которая склоняется к фундаментальному исламу.
Дагестан, население которого составляет 2,1 миллиона человек, где с 1994 года правит местный сатрап, 75-летний Магомедали Магомедов, и где столкнулись мафия, экстремистские мусульманские группировки и местные подразделения ФСБ, - настоящая пороховая бочка. По данным 'Радио Свобода', в этой республике, насчитывающей более 50 народностей, за последние полгода произошло около 80 вооруженных нападений, взрывов и политических убийств, цель большинства из которых - ликвидация сил правопорядка. Ответственность за некоторые из них взяла на себя радикальная исламская группировка 'Джамаат Шариат'.
14 июля Владимир Путин совершил краткосрочную поездку в Дагестан, которая до самого отъезда президента держалась в тайне по соображениям безопасности. 'Мы будем укреплять наши позиции в Дагестане', - заявил он после посещения одного из управлений ФСБ и встречи с пограничниками одной из застав. Кремлю никак не удается выработать стратегию по выводу региона из хаоса. Отменив сразу после захвата заложников в Беслане (Северная Осетия), путем внесения соответствующей поправки в Конституцию, прямые выборы губернаторов, Кремль едва ли может положиться на избирательную стратегию для замены стареющего и дискредитировавшего себя дагестанского руководителя.