Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
США и Россия скатываются к взаимному недоверию

Совместная борьба против террора под угрозой

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Углубление противоречий между Соединенными Штатами и Россией может в значительной мере охладить некогда теплые отношения между двумя странами и оказать негативное влияние на состояние дел на одном из главных фронтов войны с терроризмом, которую ведут США. Новые линии противостояния протянулись по труднодоступным районам Узбекистана и Кыргызстана, двух бывших республик Советского Союза в Центральной Азии, которые Пентагон уже некоторое время использует в качестве передовых баз для военных и гуманитарных операций в Афганистане

Санкт-Петербург, Россия. - Углубление противоречий между Соединенными Штатами и Россией может в значительной мере охладить некогда теплые отношения между двумя странами и оказать негативное влияние на состояние дел на одном из главных фронтов войны с терроризмом, которую ведут США.

Новые линии противостояния протянулись по труднодоступным районам Узбекистана и Кыргызстана, двух бывших республик Советского Союза в Центральной Азии, которые Пентагон уже некоторое время использует в качестве передовых баз для военных и гуманитарных операций в Афганистане.

В июле Кремль при поддержке Шанхайской организации сотрудничества, азиатского альянса, в котором главные роли играют Россия и Китай, заявил, что Соединенные Штаты должны представить даты вывода своих военных баз в Центральной Азии, на которых уже на протяжении более четырех лет служит около 2 тысяч американских военных.

Требование России разгневало правительство Буша, которому совсем не хочется терять свой плацдарм в регионе, представляющем критическую важность для борьбы с терроризмом и сохранения присутствия в непосредственной близости от бывшего главного противника времен 'холодной войны'.

Председатель Комитета начальников штабов генерал Ричард Майерс (Richard Myers) обвинил Россию и Китай в том, что они 'заставили' Узбекистан и Кыргызстан отказать войскам США в доступе на свою территорию. Заместитель министра обороны США по политическим вопросам Дуглас Фейт (Douglas Feith) в интервью газете Washington Post на прошлой неделе заявил, что никакого графика вывода не будет, так как действия американских военных зависят не от 'дат', а от конкретных 'обстоятельств'.

В ответ на заявление Майерса российское министерство иностранных дел выразило 'недоумение в связи с заявлением' одного из высших военных чинов США.

Россия подала США еще один знак отчуждения, объявив о планах проведения совместных военных учений с Китаем. По словам Анатоля Ливена (Anatol Lieven), эксперта по России и внешней политике Соединенных Штатов из вашингтонского фонда New America, это намек на то, что у России есть 'и другие геополитические возможности'.

В начале своего первого президентского срока президент Буш говорил о том, что ему удалось достичь особых отношений с президентом России Владимиром Путиным, которого он даже называл 'другом'. А не далее как в 2003 году тот же Буш называл Россию 'страной, где процветают демократия, свобода и законность'.

Однако теперь, говорит Майкл Макфол (Michael McFaul), эксперт по России в вашингтонском Фонде Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace), 'обе стороны смотрят друг на друга по-иному' - прежде всего из-за 'отступления демократии' в России, которое 'совершенно не вписывается в бушевскую доктрину свободы', но также и потому, что 'в других аспектах отношений от русских тоже не очень много пользы'.

После событий 11 сентября 2001 года Россия позиционировалась как главный союзник Соединенных Штатов; они поддержала войну в Афганистане; есть даже сообщения о том, что передавала Вашингтону разведданные. Взамен правительство Буша умерило критику России по войне в Чечне и сокращению политических свобод. Однако, когда после первоначального натиска интенсивность боевых действий в Афганистане снизилась, а США начали готовиться к войне в Ираке, которая вызвала у России протест, добрая воля стала таять с обеих сторон.

Нынешнему столкновению по поводу американского военного присутствия в Центральной Азии предшествовала целая череда других событий, оказавших негативное влияние на российско-американские отношения, включая старания Кремля заглушить голоса оппозиции у себя в стране, обвинения в нарушениях прав человека в Чечне, президентские выборы 2004 года на Украине и российская помощь Ирану в строительстве атомной электростанции, которая, как опасаются в США, может быть использована для производства ядерного оружия.

- Россия много делала в Афганистане в самом начале, но потом ее действия сошли на нет, - заявил Макфол. - Думаю, что многим кажется, что и Россия там виновата: из-за нестабильности в Чечне и вокруг нее.

По данным аналитиков, Кремль, со своей стороны, тоже все более разочаровывается в своем партнере.

Хотя Буш неоднократно обещал помочь России со вступлением во Всемирную торговую организацию и отменить существующую с 1974 года запретительную поправку Джексона-Вэника (Jackson-Vanik), ограничивавшую торговлю с бывшим Советским Союзом, результатов пока никаких нет, и поэтому усилия Путина по открытию российского рынка для западных инвестиций и приданию экономике нового импульса тоже пока мало к чему привели.

Николас Гвоздев (Nikolas Gvosdev), эксперт по России из Центра Никсона (Nixon Center) в Вашингтоне, объясняет, что Россию не на шутку встревожили недавние народные восстания в бывших советских республиках Грузии и Украине. В России за ними видят руку Вашингтона, рассказывает эксперт.

- Путин, по всей вероятности, считает, что определенные силы в Госдепартаменте [и] конгрессе стремятся использовать 'цветные революции' не для продвижения демократии, а для решения американских геополитических задач - и даже для того, чтобы попытаться повлиять на исход президентских выборов 2008 года в самой России, - сказал он.

Кроме того, Путину не нравится, что Запад на деле не считает войну в Чечне, идущую уже двенадцатый год, одним из фронтов борьбы с международным терроризмом.

Еще раз Россию обидели на прошлой неделе, когда в конгресс пригласили Леонида Невзлина, одного из крупных акционеров разгромленного российского нефтяного гиганта "ЮКОСа", для беседы об обвинительном приговоре и тюремном сроке Михаила Ходорковского, владельца "ЮКОСа" и спонсора оппозиции.

Агентство РИА 'Новости' приводит слова одного из представителей Кремля о том, что отказ США экстрадировать Невзлина, живущего в Израиле и разыскиваемого Россией по обвинению в организации двойного убийства, мошенничестве и уклонении от уплаты налогов, подорвал отношения между Путиным и Бушем.

Все это и вылилось в растущее недоверие по отношению к Соединенным Штатам. В мае радиостанция 'Эхо Москвы' провела опрос среди 6 тысяч своих слушателей, задав им вопрос: враждебны ли США по отношению к России? Более половины ответов были положительными.

Однако Анатоль Ливен считает, что пока нельзя сказать, насколько далеко готовы разойтись США и Россия.

- Мне не кажется, что мы вошли в период такого уж страшного ухудшения отношений. Впереди долгая, долгая шахматная партия, в которой ни одно решение не будет явным.

Россия нужна Вашингтону для того, чтобы обеспечить безопасность огромного и плохо охраняемого ядерного арсенала бывшего Советского Союза и не дать международным террористам завладеть оружием массового поражения. Кроме того, в Соединенных Штатах надеются, что Путин может сыграть роль посредника между Западом и такими странами, как Северная Корея, Иран и Сирия, а американские компании стремятся к разработке богатых российских месторождений нефти и газа.

Для Путина также важно, чтобы Буш был на его стороне.

По утверждению Ливена, Россию не только интересует более благоприятный торговый статус и вступление во Всемирную торговую организацию; Россия надеется, что США убедят Грузию не вводить войска в пророссийские самопровозглашенные республики Абхазию и Южную Осетию.

Рассчитывает Кремль и на то, что Вашингтон замедлит вступление Украины в НАТО - ведь до прошлогодней 'оранжевой революции' Украину считали важнейшим прокремлевским буфером между Россией и Западом.

Однако Николас Гвоздев считает, что прошло то время, когда Белый дом был готов смотреть сквозь пальцы на нарушения прав человека в России и нарастающие в ней имперские тенденции ради партнерства в войне с террором.

- Риторически - да, Россия - это важный партнер. Однако фактически, я думаю, мы вернулись к тому положению, которое существовало до 11 сентября, когда любая серьезная составляющая системы международных отношений . . . оценивала сотрудничество с другими партнерами в зависимости от ситуации.