Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
ОБСЕ: Обида на могильщика

Россия делает из ОБСЕ козла отпущения за свою постсоветскую травму

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В глазах российской элиты и многих простых граждан СБСЕ была одним из могильщиков советской империи. Это объясняет также глубокое недоверие Москвы к ОБСЕ, преемнице СБСЕ. ОБСЕ рассматривается в качестве инструмента Запада, используемого для вытеснения России из зоны ее 'естественных интересов'

Тридцать лет - это целое поколение. 30 лет назад, в конце июля 1975 года, на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) было положено официальное начало регламентированному диалогу между Западом и Востоком. Конференция завершилась подписанием Заключительного акта. В нем НАТО и Варшавский Договор гарантировали друг другу мирное сосуществование, экономическое сотрудничество и - уважение прав человека.

Советский Союз пошел на сделку, так как наделся решить две задачи: получить западную помощь для плановой экономики Востока, уже находившейся в упадке, а, прежде всего, - гарантии сохранения существующих границ, то есть - признание гегемонии Москвы в Восточной Европе. Уступка, связанная с соблюдением прав человека, показалась хозяевам Кремля незначительной: они не принимали ее всерьез и не ожидали, что к ним предъявят какие-то требования.

Это была серьезная ошибка, поскольку диссиденты в Советском Союзе стали после этого требовать точного выполнения положений, под которыми подписались правители в Хельсинки. Это наряду с обострением экономических проблем придавало силу людям, готовым к переменам. 'Гласность' Михаила Горбачева должна была подготовить почву для реформирования внутренней системы, но система оказалась не способной на это. Восточный блок, не прошло и 15 лет после конференции в Хельсинки, распался, а вскоре после этого распался и Светский Союз.

Но российская элита и многие простые граждане до сих пор чувствуют себя глубоко травмированными. В их глазах СБСЕ была одним из могильщиков советской империи. Это объясняет также глубокое недоверие Москвы к ОБСЕ, преемнице СБСЕ. ОБСЕ рассматривается в качестве инструмента Запада, используемого для вытеснения России из зоны ее 'естественных интересов', прежде всего, по той причине, что наблюдатели от Организации на выборах сыграли большую роль в смене власти на Украине, в Грузии и в Киргизии.

Еще в 1992 году тогдашний министр иностранных дел России Андрей Козырев говорил: 'Пространство бывшего Советского Союза не может рассматриваться в качестве зоны для применения в полном объеме норм СБСЕ. По существу, это постимперское пространство, на котором Россия обязана защищать свои интересы'. Он не ожидал, что спустя 13 лет "та же самая формулировка будет использована в рамках нынешней российской политики в отношении ОБСЕ", сказал министр иностранных дел Польши Адам Ротфельд (Adam Rotfeld) на юбилейных торжествах в Вене.

Буквально недавно президент Росси Владимир Путин сделал говорящее о многом заявление, в том числе и по поводу позиции Москвы по отношению к ОБСЕ, назвав распад Советского Союза 'крупнейшей геополитической катастрофой 20 столетия'. 30 лет назад правители Москвы не осознали возможные последствия внешнеполитического воздействия СБСЕ.

Сегодня Кремль считает ОБСЕ одним из виновников утраты влияния на постсоветском пространстве. И вновь очевидной становится взаимосвязь между внутренней и внешней политикой: Россия, кроме своего величия и своих сырьевых богатств, не может предложить народам бывшего Советского Союза ничего ни в экономическом, ни в политическом плане.

Предпосылкой для этого были бы демократические реформы и структурные изменения в экономике, а не все набирающий силу централизм в политике и в экономике. Москва, не обладая силой позитивного убеждения, пытается заработать внешнеполитическое влияние с помощью тактики, прагматизма и созданием помех. В поведении хозяев Кремля почти ничего не изменилось и спустя тридцать лет после конференции в Хельсинки. По крайней мере, хоть что-то позитивное можно видеть в определенной предсказуемости такого поведения.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

ОБСЕ: Инструмент Запада? ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Москва обрекает ОБСЕ на кризис ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

США пытаются найти выход из тупика, связанного с ОБСЕ ("The International Herald Tribune", США)

Россия оказывает давление на ОБСЕ ("The International Herald Tribune", США)