Владимир Путин - один из самых могущественных людей мира, и, тем не менее, в нем гнездится такой же силы страх утратить контроль. Поэтому глава Кремля уже не один год плетет все более прочную сеть надзора - настолько прочную, что почти на паралич обречены важные звенья политики, общества и экономики: партии, средства массовой информации, губернаторы, крупные предприятия.
Мания все контролировать не отпускает. С некоторых пор Путин не доверяет также фондам, неправительственным организациям, которые, по его мнению, все больше финансируют и подстрекают из-за рубежа. Этого не может допускать ни одно государство, сказал Путин, очевидно, нервничая, и полный тревоги за то, что его может накрыть волна российской революции, аналогичная тем, что привели к смене режимов в Тбилиси и в Киеве. Поэтому он хочет держать зарубежных контролеров за демократией в руках. При этом он упускает из виду то обстоятельство, что его политика с позиции силы в действительности ослабляет общество.
Россия не станет великой страной только потому, что высокая цена на энергоносители и доходы от экспорта вооружений приносят большие деньги в государственный бюджет. Стране необходима также корректировка, касающаяся всемогущества Кремля, ей необходимо живое общество, открытое, со своим мнением, критическое и творческое. Всего этого не допускали уже царская Россия и коммунистическая Россия Ленина. В результате они создали политическую культуру, от которой страна страдает и сегодня. Это ясно показала чуть слышимая критика войны в Чечне и дела ЮКОСа. Иными словами, Путин должен следить за тем, чтобы не запугать гражданское общество. Иначе он поставит под угрозу будущее страны.