Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия настаивает на как можно более широком согласии в вопросе о расширении СБ ООН

Интервью Постоянного Представителя России в ООН Андрея Денисова

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Конечно, нам хотелось бы достичь консенсуса по такому важному вопросу как реформирование Совета Безопасности. Однако мы понимаем, что это нереально. Именно поэтому Россия последовательно настаивает на том, что решение о расширении СБ ООН должно основываться на как можно более широком согласии. На наш взгляд, такое согласие должно предусматривать более существенную политическую поддержку того или иного решения, чем требуемое по закону большинство в две трети голосов

- Что подразумевает Россия под 'широким консенсусом', когда говорит о реформировании Совета Безопасности Организации Объединенных Наций?

- Конечно, нам хотелось бы достичь консенсуса по такому важному вопросу как реформирование Совета Безопасности. Однако мы понимаем, что это нереально.

Именно поэтому Россия последовательно настаивает на том, что решение о расширении СБ ООН должно основываться на как можно более широком согласии. На наш взгляд, такое согласие должно предусматривать более существенную политическую поддержку того или иного решения, чем требуемое по закону большинство в две трети голосов.

На такой основе мы готовы поддержать любой разумный вариант расширения Совета Безопасности, включая его расширение в обеих категориях - постоянных и непостоянных членов.

- Последнее и единственное увеличение численности непостоянных членов Совета Безопасности имело место в 1963 году при голосовании Генеральной Ассамблеи с последовавшей вслед за этим ратификацией такого решения. Если учитывать, что сегодня членами ООН является 191 государство, как сейчас возможно прийти к 'широкому консенсусу'?

- Мы призываем продолжить консультации с тем, чтобы прийти к как можно более широкому согласию. Мы оптимисты и верим, что сделать это возможно, хотя очевидно, что будет нелегко. Голосование в Генеральной Ассамблее не должно вызвать раскол среди государств-членов и не должно в результате этого вместо укрепления Организации Объединенных Наций и ее Совета Безопасности вести к их ослаблению. Мы уверены, что это не соответствует ни чьим интересам.

- С учетом того, что 'Группа четырех стран' практически отказалась от права вето, какие проблемы испытывает Россия с проектом резолюции?

- Мы считаем, что реформирование Совета Безопасности должно основываться на ряде принципов. Задача состоит в том, чтобы расширить представительность и усилить эффективность членства в СБ за счет включения в него крупных и влиятельных развивающихся стран. Мы выступаем за сохранение компактности Совета Безопасности и настаиваем на том, что после расширения количество членов нового СБ ООН не должно превышать разумных пределов (давайте определим его как '20 плюс') - ведь повышение представительности Совета не должно подрывать его эффективность. Пока не будет определен новый состав СБ в случае принятия решения в пользу расширения Совета в обеих категориях, нельзя априори предоставлять право вето.

- Россия выступает в поддержку Индии в вопросе ее постоянного членства в Совете Безопасности. В условиях проявившейся недавно двойственности позиции России будет ли она продолжать оказывать такую поддержку Индии?

- Российская Федерация будет придерживаться своего решения о поддержке постоянного членства Индии в СБ ООН при условии наличия максимально широкого согласия в пользу расширения Совета Безопасности в обеих категориях. Мы всегда твердо придерживались этой позиции.

- Есть ли у России проблемы в отношении кандидатуры Японии на членство в Совете Безопасности?

- Россия готова поддержать идею постоянного членства Японии в новом Совете Безопасности ООН при условии, что идея расширения Совета Безопасности в обеих категориях встретит широкое согласие.

- Согласовываете ли вы позиции в отношении реформы СБ ООН с Соединенными Штатами и Китаем?

- По такому важному вопросу, как реформирование Совета Безопасности, мы находимся в постоянном контакте с основными игроками, включая членов 'Группы пяти', включая, конечно, США и Китай, членов 'Группы четырех', представителей 'Объединения ради консенсус', Африканского союза и прочих. Мы следуем обычной практике консультаций со всеми заинтересованными сторонами.

- Каковы шансы 'Группы четырех' в продвижении ее резолюции через Генеральную Ассамблею?

- Делать прогнозы очень трудно. В этом отношении я хотел бы подчеркнуть, что те, кто выступает за скорейшее принятие конкретных решений по такому важному вопросу, как реформирование СБ ООН, несут серьезную ответственность. Они должны тщательно просчитывать все положительные и отрицательные аспекты своих действий, давать трезвую оценку реального уровня оказываемой им поддержки, чтобы избежать пагубных последствий для будущего ООН.

- США сейчас предлагают увеличить количество постоянных членов 'на два или больше', а количество непостоянных членов на 'три или четыре'. Поддерживает ли Россия эту американскую позицию?

- Если идея расширения Совета Безопасности в обеих категориях встретит максимально возможную поддержку, Россия готова поддержать принятие в состав постоянных членов нового Совета Безопасности Бразилии, Германии, Индии и Японии, а также одной или двух африканских стран. В этом плане мы также рассматриваем Египет в качестве сильного кандидата на постоянное членство. Что касается позиции США, мы готовы ее обсуждать при условии формирования широкого взаимного согласия по данному вопросу.