Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Политически некорректно призывать солдат к ответу

Суд над британскими военнослужащими поможет сохранить их жизни в Ираке

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда журналисты выходят все вместе на охоту - это страшно. Международный уголовный суд должен ввести специальное положение о защите их жертвы от бесчеловечного и неестественного преследования. Только вот на этой неделе они в едином порыве обрушились на сам МУС, который осмелился обвинить британских солдат в военных преступлениях.

Когда журналисты выходят все вместе на охоту - это страшно. Международный уголовный суд должен ввести специальное положение о защите их жертвы от бесчеловечного и неестественного преследования. Только вот на этой неделе они в едином порыве обрушились на сам МУС, который осмелился обвинить британских солдат в военных преступлениях.

Правая пресса как будто вступила в борьбу за самый возмущенный заголовок. 'The Telegraph' обнаружил 'волнения', а 'Mail' сообщает о 'вихре возмущения'. Но 'The Express' обошел оба издания, заявив на первой странице: 'Наших героев бросают псам'. Не самый лучший эпитет для выражения возмущения, потому что псам - буквально - бросали иракских пленных в тюрьме Абу Грайб американские военнослужащие.

Эти громогласные обвинения не должны запугать нас и повлиять на нашу позицию по Международному уголовному суду. Он представляет собой важный шаг к тому, чтобы будущие военные преступники знали, что мир не даст им уйти от правосудия, если бессильны суды их собственных стран. Именно поэтому, будучи министром иностранных дел, я целиком и полностью поддерживал создание МУС, и Британия может гордиться тем, что благодаря ее юристам в юрисдикцию суда были включены случаи массового изнасилования и призыва в армию несовершеннолетних.

Сокрушающиеся из-за того, что Британия участвует в МУС, должны объяснить, как бы нам удалось провести в ООН вопрос о привлечении к ответственности виновных в том, что произошло в Дарфуре, если бы мы сами отказались признать полномочия суда. Мы поддержали МУС именно для того, чтобы отказ суверенного государства от действий не позволил уйти безнаказанными виновным в чудовищных преступлениях. Таких как Дарфур, в котором было уничтожено 100 000 человек, а девочек держали нагими в лагерях, где совершались массовые изнасилования. Есть подтверждения того, что после передачи Дарфура в компетенцию МУС, уровень убийств снизился, поскольку те, кто несет ответственность за жестокости, осознают, что однажды они могут предстать перед судом за свои преступления.

В любом случае, обвинения в адрес военнослужащих прозвучали бы на этой неделе, даже если бы Британия отказалась сотрудничать с МУС. 'The Express' сетует, что обвинения 'продиктованы политической корректностью', а по мнению 'The Telegraph', лейбористы выдвигают их, чтобы 'продемонстрировать совестливость политического класса'. Вряд ли это отражает серьезность предъявляемых обвинений. Британских солдат обвиняют в бесчеловечном обращении с заключенными из гражданских лиц, которое, в частности, выражалось в жестоком избиении в течение нескольких дней, в результате которого один человек погиб, а еще одному была отбита почка. Убийство людей несовместимо с совестью большинства людей, а не только представителей политического класса.

Не нужно Международного уголовного суда, чтобы признать преступлением избиение до смерти безоружного заключенного. Напротив, британское право уже пятьдесят лет, с тех пор, как мы приняли Женевскую конвенцию, классифицирует такое деяние как преступление, а последнее консервативное правительство четко определило его как военное преступление.

Однако, всего лишь упоминание Международного уголовного суда в обвинительном заключении вызвало домыслы о том, что процесс будет находиться в его юрисдикции. Ничего подобного. Суд над военнослужащими состоится в соответствии с нашим национальным законодательством, перед судом присяжных из числа их армейских коллег. В связи с этим инициативу по ведению дела взяла на себя военная прокуратура (the Army Prosecuting Authority), и это не было политическим решением генерального прокурора или какого-то министра.

Именно потому, что мы готовы начать процесс в рамках нашей собственной правовой системы, невозможно себе представить, чтобы британские военнослужащие однажды оказались в Гааге. Согласно статуту МУС, его юрисдикция распространяется только на те случаи, когда суверенное государство не нашло собственных средств для привлечения преступника к суду. Даже смешно, что люди, рассматривающие теоретическую возможность привлечения к ответственности Международным уголовным судом, выступают теперь против того, чтобы Британия выполнила свой национальный долг по рассмотрению дел о бесчеловечном обращении.

На этой неделе было потрачено немало краски для принтеров, чтобы убедить нас в том, что юридические тонкости неприменимы к солдатам в гуще сражения. Это верно. Но к рассматриваемому делу это не имеет ни малейшего отношения. Баха Муса (Baha Mousa) погиб не на поле боя. Он умер в британской военной тюрьме, где не представлял угрозы никому - от побоев, которые, как утверждает обвинение, наносились ему в течение трех дней. Похоже, что защите не удастся оправдать эти действия военной необходимостью.

В заслугу британским войскам следует поставить то, что они очень ограниченно применяют силу. Действительно, британский сектор спокойнее любого другого, но сотрудничество местного населения есть продукт сдержанности британской армии. Не подвергая риску жизни британцев, строгие армейские правила по применению оружия являются важным фактором, обеспечивающим сравнительно спокойную обстановку в их секторе.

Контраст на фоне поведения американских солдат поразителен. Нет города в их секторе, в котором кто-то не был застрелен из подозрения при подъезде к КПП. На этой неделе были опубликованы данные, из которых следует, что военнослужащие США убили за два года оккупации более 9 000 мирных жителей, и мне неизвестно, чтобы хоть один американский солдат был привлечен за это к суду.

Неудивительно, что в результате растет негодование среди членов кланов и родственников пострадавших, из-за чего американские солдаты оказываются во все более враждебном окружении. Может быть, американские командиры и защитили своих подчиненных от суда, но при этом подвергли их куда большим опасностям. Безусловная приверженность британцев власти закона - это не только абстрактная норма, но и инструмент, обеспечивающий большую безопасность нашим солдатам.

Однако, обвинения, озвученные на этой неделе, следует рассматривать в более широком контексте. Многие в действующей армии негодуют на то, что на них возложена трудная и неблагодарная задача по оккупации, в то время, как министры постоянно призывают остальных 'не зацикливаться' на иракском вопросе. Последней каплей для них стало то, что на некоторых из их числа обрушилась вся мощь права, в то время как политики избегают давать ответ о том, ради чего они начали эту войну. Правовую ответственность может понести командир, имя которого фигурирует в обвинительном заключении, но моральная ответственность лежит на всех тех, кто принял решение вступить в войну.

____________________________________________________________

Избранные сочинения Робина Кука на ИноСМИ.Ru

Союз Блэра с Бушем-младшим - стратегическая ошибка с пагубными последствиями ("The Guardian", Великобритания)

Почему я вынужден был покинуть кабинет ("The Guardian", Великобритания)

Мы должны были сказать: извините, мы не можем пойти с вами ("The Observer", Великобритания)