Революция - опасная вещь, даже если она мирная и окрашена оранжевым сиянием. Прошло полгода с момента инаугурации Виктора Ющенко, демократически избранного президента Украины, а его правительство, похоже, утратило значительную долю своей прежней целеустремленности.
На поверхности столица Украины Киев все еще полна эйфории 'народовластия'. На Площади Независимости от рассвета до заката празднество, на котором выступают сотни украинцев со всего света, которым нравится ощущать себя украинцами. Нужна книга Ющенко или о Ющенко? Нет проблем. Бюст, портрет? Выбирайте размер по вкусу. Да, и пока вы здесь, возьмите в придачу еще один - премьер-министра Юлии Тимошенко. Рядом с портретами революционного дуэта на прилавках религиозные картины и маленькие иконки-репродукции: иконы вчерашнего и сегодняшнего дня, лежащие бок о бок.
Однако беседа за прилавками уже давно носит критический характер. 'А ты там был?' - спрашивает один возбужденный приезжий грубоватого продавца компакт-дисков с народной музыкой. 'Да, медленно отвечает тот, - толпы были невероятные. Они заполнили площадь и весь Крещатик (известная главная улица Киева)'. Он тут же продолжает: 'И знаете что? Они поставили через каждую пару метров прилавки и продавали пиво, а сортиров не было. Можете себе представить, что там было'.
Разочарование сквозит и в газетных колонках, которые еще недавно изливали свою щедрую поддержку оранжевым батальонам. Заслуга в победе революции отчасти принадлежит прессе, потому что именно она настояла на том, чтобы выборы соответствовали требованиям закона, а потом обеспечила такое соответствие.
Однако заслуга эта также принадлежит городской молодежи Украины, которая увидела в Ющенко и Тимошенко не только иное будущее для себя самих и своей страны, но и будущее, в котором Украина станет частью Европы. Конечно, никто не ожидал, что оранжевой революции будет легко оправдать возложенные на нее надежды. Как и несколько туманное и идеализированное представление о Европе, эти ожидания не были четко определены. Что касается интеллигенции, она прежде всего надеялась на то, что будет положен конец всепроникающей коррупции. Многие журналисты надеялись на свободу информации и своих репортажей, причем без всяких финансовых трудностей.
Такие ожидания были утопией. Однако многие украинцы - и не только те, кто толпился на Площади Независимости, - убедили себя в том, что они совершили революцию, и после декабря все будет по-другому.
Тем, кто сегодня присоединился к рядам сомневающихся, новое правительство в награду за их героические усилия на снежных улицах дало лишь повышение цен, внутренние свары в руководстве и ряд поспешных и плохо продуманных политических шагов, базирующихся на идеологии свободного рынка, которую большинство украинцев плохо понимает.
Список давших осечку инициатив государства возглавляет пересмотр проведенных раньше приватизаций компаний, которые многими расцениваются как нечестные. Для большинства населения все казалось просто: надо конфисковать у олигархов-миллионеров все нажитое нечестным путем и раздать это богатство по кругу. Однако для избранной власти, которая действует - или пытается действовать - в международном контексте, все не так просто. Как можно отменить результаты приватизации, не дестабилизировав при этом и без того хрупкий украинский рынок и не отпугнув и без того осторожных инвесторов?
Главным примером в этом плане является крупнейшее в стране металлургическое предприятие 'Криворожсталь', проданное в прошлом году, как считалось, по несправедливо низким ценам консорциуму, в который входил зять бывшего президента, и фактически ренационализированное в прошлом месяце. Было обещано провести новый аукцион, однако его сроки и механизмы меняются каждую неделю, если не каждый день, и над всем этим процессом уже тучей нависли судебные иски.
Ответственность за пересмотр результатов приватизационных сделок лежит на премьер-министре Юлии Тимошенко, которая сама является 'олигархом' первой волны, поклявшейся впредь работать по закону.
Президент и премьер-министр намеревались провести через парламент до начала летних каникул 14 законопроектов в экономической сфере. Эти законы имели чрезвычайно важное значение для выполнения условий по вступлению во Всемирную Торговую Организацию; кроме того, они были также неотъемлемой частью 'плана действий', составленного Европейским Союзом в качестве предварительного мероприятия для согласования даты начала переговоров о вступлении в Евросоюз.
Однако на прошлой неделе, перед уходом на каникулы, на Раду обрушилась волна криков и ссор между поддерживающими Ющенко реформаторами и их оппонентами.
Гораздо хуже то, что в результате возникшей вражды было обсуждено только восемь законов. Один из них, касающийся авторских прав и считающийся наиболее важным для вступления в ВТО, был принят, однако остальные оказались отложенными до осени.
Если, как ожидают многие, мартовские выборы продемонстрируют разочарование в действиях Ющенко и не приведут к формированию парламента реформаторов, то все шансы создания законодательной базы для серьезной реструктуризации экономики, не говоря уже о вступлении в короткие сроки в Евросоюз, могут быть утрачены на несколько лет.
Среди многочисленных покровителей Ющенко возникла глубокая обеспокоенность по поводу того, что продвижение вперед осуществляется далеко не так быстро, как на это надеялись. Один высокопоставленный визитер из США, заинтересованный в успехе 'революции', сказал: 'Эти люди просто не знают, как заниматься политикой. Они не обучены методам и необходимой тактике взаимных уступок'. Он не одинок в своих разочарованиях. На Украине усиливается мнение о том, что Ющенко и Тимошенко по мелочам растратили значительную часть своего политического капитала. Если осенью им не удастся перехватить инициативу, возникнет реальная опасность того, что Украина снова сползет в застой и бездействие.
После ряда политических и дипломатических ошибок в декабре прошлого года президент Путин предоставил Украину самой себе. Предположения о том, что Россия причастна к убийству самого известного на Украине журналиста, автора журналистских расследований Георгия Гонгадзе, или к отравлению диоксином Ющенко, были опровергнуты. Возможно, с самого начала не следовало так быстро ожидать ощутимых результатов от оранжевой революции. Однако возможности Ющенко по сплочению рядов своих разочарованных сторонников быстро сужаются. Прозвучавший на прошлой неделе призыв президента к всеобъемлющей реорганизации правоохранительных органов, включая роспуск печально известной своим мздоимством госавтоинспекции, больше был похож на стремление удовлетворить толпу, чем на серьезный шаг в сторону перемен.
Когда один из местных журналистов спросил главу администрации Крыма Ивана Матвиенко о том, чего сумело достичь правительство, он рявкнул на него: 'Нельзя посадить картошку, а на следующий день выкапывать ее лишь потому, что вы голодны'.