Самые дальновидные комментаторы спешат обвинить во всем британские спецслужбы, которые не смогли помешать подготовке терактов такого масштаба, тогда как сами же публично заявляли о их неизбежности. Ясно одно - от этого никто не застрахован.
Но самый главный вопрос, который поставили перед нами эти теракты, выходит за рамки компетенции спецслужб, бдительность и надежность которых уже не ставится под сомнение, даже если случаются драматические промахи. Теракты ярко высветили нашу наивность, наивность западных демократий и их концепции толерантности, свободы собраний и самовыражения, прав человека.
Очевидно, что с этой точки зрения лондонские теракты свидетельствуют не только об ошибках спецслужб. Они ставят перед обществом фундаментальные вопросы. Нам приходится признать несостоятельность английской модели, в которой сосуществовали разные культуры и разные закрытые группы. Эта модель создавалась в русле либеральной традиции, благодаря которой в течение долгих лет спокойно и безнаказанно развивалось и захватывало юные умы движение радикальных исламистов. Их единственной целью было установление теократии в соответствии с нормами Корана, явно противоречащей демократическим ценностям. А мы слепо отказываемся признать, что ни английская толерантность, ни французское светское общество не могут противостоять распространению фундаменталистского прочтения Корана.
На самом деле нам нужно ответить на один единственный вопрос: чего хотят эти исламисты? Ответ до неприличия прост: изменить общество согласно своему видению мира, в котором правят ислам и суд шариата, что примерно соответствует общественному устройству Саудовской Аравии в VIIв. н.э.
Но как в таком случае бороться с этими одержимыми, этими фанатиками, которые пользуются нашей свободой, чтобы сеять повсюду свои смертоносные убеждения?
Мы видим, что они прекрасно умеют использовать требования различных общин, пробуждение культурной и религиозной идентичности, которое касается все большей части мусульманского населения, уже несколько десятков лет назад рассеявшегося по всей Европе, и по Франции в частности.
Этот возврат к истокам касается, прежде всего, 3-его поколения этих мусульман, не всегда благополучной молодежи, которая дает себя увлечь этим безупречным, всеобъемлющим, целостным видением мира. Ислам видит спасение и решение всех проблем в религии. Однако нельзя поспешно признать безработицу, бедность, общественное неприятие основными причинами развития исламского радикального фундаментализма. Конечно, эти факторы играют свою роль и создают благодатную почву для развития таких идей, но отнюдь не являются определяющими, ведь исламисты не предлагают бороться с бедностью, они стремятся к созданию общества, живущего по правилам Корана. Их цель - политическая, поскольку она предполагает общественную перестройку.
Демократия уже не в первый раз сталкивается с подобным вызовом. В начале XXв. Коммунисты-революционеры поставили перед собой похожую цель, собираясь разрушить классовое общество и установить диктатуру пролетариата. Амбиции исламистов похожи, но источник у них другой. Я не хочу сказать, что мы должны бороться с религией, эта борьба была бы обречена на поражение, потому что она противоречит нашим собственным принципам и свободе вероисповедания. Но мы в состоянии противостоять архаичному видению общества, с которым никак не согласуется такой принцип, как всеобщее прямое голосование, к которому мы пришли в XXIв. Наш ответ должен быть политическим, а не религиозным, потому что и само нападение политическое.
И тогда закон о мусульманском платке не будут считать антирелигиозным, ведь это - одна из норм, по которым живет наше общество. Равенство полов и положение женщины нельзя ставить в зависимость от религиозных взглядов, это нормы закона, которые следует, не колеблясь, применять во всех без исключения общественных местах. В этом случае искать предварительного одобрения различных религиозных советов - серьезная ошибка, и такое поведение воспринимается исламистами как слабость государства.
Политический ответ естественным образом предполагает, что наше общество принимает только тех, кто согласен с нашими правилами и готов их отстаивать. Нет никакого позора или расизма в том, чтобы не принимать людей, которые ставят своей целью подорвать основы нашей Республики. Контроль за иммиграцией и получением гражданства следует вывести в ряд государственных приоритетов.
И если мы не проявим такой твердости, то на наших глазах, при нашей слепоте и попустительстве, исламисты создадут настоящую пятую колонну, готовую развязать гражданскую войну.
* Депутат от департамента Ивлин (партия UMP), мэр города Мэзон-Лафит, президент кружка Нация и Республика.