Ни одно другое государство ЕС не выступает столь активно за соблюдение прав человека в авторитарной Белоруссии, как Польша. Между тем географическая близость к трудному соседу ЕС дает о себе знать крайне неприятным образом. В связи с последними репрессиями Минска в отношении польского меньшинства и высылкой из страны двух дипломатов вопрос о том, как строить отношения с Белоруссией, вновь встает не только в Варшаве, но и в Брюсселе.
Видимо рецепта на этот счет нет и у Польши. С одной стороны, тревога за меньшинство, торговля и необходимость обеспечения безопасности внешней границы ЕС делают неизбежным определенное сотрудничество с режимом Лукашенко. С другой стороны, Варшава поддерживает тесные контакты с белорусской оппозицией и правозащитными организациями. Узы, выходящие за рамки границ, являются лишь одной из причин, почему Польша принимает так близко к сердцу судьбу соседа. Прошло всего 16 лет после распада Варшавского Договора, и в Польше еще свежа память о не одном десятилетии пребывания на положении сателлита Москвы. Варшава поэтому заинтересована в создании буфера из дружественных государств против российских великодержавных устремлений, которых она так опасается.
В связи с этим получило новые перспективы и расширение ЕС - и новое восточное измерение. Недавно удачно завершившаяся миссия Польши и Литвы во время кризиса на Украине показала, кого получил ЕС в лице новых членов. Именно Украину, независимость которой первой в 1991 году признала Польша, Варшава рассматривает в качестве своего стратегического партнера.
Однако Польша долгое время выступала безуспешно на Западе в качестве адвоката Украины в вопросе дефицита демократии в стране не только из-за экономических проблем у соседа. Старые партнеры были и остаются заинтересованными, в первую очередь, в том, чтобы обезопасить восточную границу ЕС от банд, занимающихся похищением людей, торговцев наркотиками и угонщиков автомобилей. Между тем, в создании нового 'железного занавеса' по обе стороны польско-украинской границы не заинтересованы: у Польши как члена ЕС сегодня значительно больше возможностей заставить прислушиваться к себе, чем прежде.
В последнее время роль Польши в качестве моста, связующего с востоком, стали ценить также в западноевропейских столицах. Однако там, судя по всему, все еще не могут понять новых членов, считающих, что в ЕС связи с Россией приносят выгоду не всем. В Польше и в прибалтийских государствах тщательно фиксируют вежливое молчание Ширака (Chirac) или Шредера (Schroeder), когда российская сторона извращает исторические факты, связанные с бойней в Катыни или освобождением Прибалтики. Германо-российский проект строительства трубопровода через Балтийское море там тоже рассматривают в качестве продуманного наказания со стороны Москвы, как и не приглашение на юбилейные торжества в Калининграде.
Для новых членов давнее стремление вступить в ЕС означало значительно больше, чем просто доступ к общему рынку. Для них это имело также военно-политическое значение. Дружба с Путиным не в состоянии заменить для новичков ЕС единую внешнюю политику Союза, о которой так много говорят. Они требуют не только определенной экономической, но и политической солидарности. Берлин и Париж очень уж легко выдают тревогу партнеров за простую обидчивость. ЕС вместе со своим расширением континента в сторону востока приобрел не только больший вес, но и обрел новые обязанности.