Грязь, шум, ужасное санитарное состояние вагонов и станций - из отчета становится ясно, в каком плачевном положении находится этот национальный памятник.
Валентина поправляет очки, кладет на колени газету 'Метро', которую только что читала и роется в карманах в поисках бумажного носового платка, затем быстро прочищает ноздри: 'Видите, что творится?' На белоснежном фоне выделяются темные пятна от пыли. 'И это еще ничего! Зимой я вечно болею, люди, проходя, кашляют у меня над головой'. Эта 59-летняя пенсионерка обслуживает фотоавтомат в подземельях станции 'Пушкинская' в самом центре Москвы.
Состав воздуха, уровень шума, санитарное состояние вагонов и станций - из отчета, представленного в конце июня одним из агентств Министерства здравоохранения, становится ясно, что самое красивое в мире метро, которое каждый год посещают тысячи туристов, главное место встреч москвичей, стало, пожалуй, одним из самых грязных.
На некоторых станциях воздух просто вреден для здоровья. Системы аэрации, которые не обновлялись с 30-х годов, выходят на забитые автомобилями магистрали центра города. Машины, снабженные каталитическими глушителями, здесь встречаются редко. Отсюда и превышение в воздухе пыли, концентрация двуокиси азота и углекислого газа в 1,2-1,4 раза превышает допустимую норму. . .
Татьяна Александровна работает дежурной по эскалатору на станции 'Марксистская', которая считается одной из самых шумных. 'Конечно, это тяжело, - уверяет эта 68-летняя бабушка, которая, прочищая ухо, наклоняется, чтобы лучше слышать. - Я понимаю, что это вредно для нервной системы . . . да еще влажность, просто задыхаешься, но что тут можно поделать?' В вагонах и на платформе уровень шума достигает 97 децибел, в то время как допустимая норма - 75. На трети станций московского метро шум превышает этот предел, и, чтобы поговорить, людям приходится кричать. Ежедневные поездки, продолжительностью больше 30 минут, могут со временем стать причиной проблем со слухом.
Возвращаемся на 'Пушкинскую'. Татьяна Николаевна из своей будки следит за безопасностью пассажиров на бесконечно длинных эскалаторах. Эта маленькая энергичная женщина ни на что не жалуется: 'Вам что нужно?' - вопрошает она, раздуваясь от гордости за то, что ей доверена 'жизнь пассажиров'. 'Метро в Москве - самый эффективный вид транспорта. Преимуществ у него больше, чем недостатков, поэтому надо с ними мириться!'
На вершине эскалаторов, у тяжелых створчатых дверей, ведущих на улицу, четыре женщины, из которых две на четвереньках, начищают пол и стены, вооружившись старыми тряпками и щетками. На вопрос об условиях работы одна из них, которая как раз собиралась вытереть пыль с банкомата, отвечает с явным смущением: 'Мы привыкли. . .' А в нескольких метрах оттуда висит плакат, который можно увидеть на многих станциях. На нем - молодая женщина в униформе с зонтиком в руках: 'В метро всегда хорошая погода. . .'