Юрий Островский - верный управляющий. Он работал в фонде Pictet для Восточной Европы еще 10 лет назад, с самого момента его основания. С того времени биржевые котировки фонда выросли более чем в 4 раза. Юрий Островский - русский, но 15 лет прожил в Швейцарии. Завершив учебу на факультете экономики университета в Сен-Гале, он занимался финансами фонда в Цюрихе, а потом перешел в его лондонское отделение.
Le Temps: 36% своего капитала ваш фонд вкладывает в энергетику, почему так много?
Юрий Островский: В экономике восточноевропейских стран этот сектор является преобладающим. 10% наших вложений приходится на Лукойл. Газпром, Сургутнефтегаз и венгерский нефтеперерабатывающий завод MOL - тоже крупные игроки на этом рынке. Когда цена барреля достигает 56-57 долларов, энергетический сектор представляет большой интерес, и многие аналитики уже пересмотрели в сторону повышения свои прогнозы на среднесрочный период, теперь они говорят о 35-37 долларах за баррель.
- Как падение цены на нефть с 57 до 35 долларов за баррель скажется на акциях нефтяных компаний?
- В России дополнительные доходы от цены на нефть, когда она превышает 25 долларов за баррель, идут в государственный бюджет. Падение цен до 35 долларов будет иметь негативные последствия лишь в краткосрочном периоде. В среднесрочной перспективе это хорошо. В России все сейчас слишком просто. Государственная казна наполняется сама собой. И это не дает проводить более агрессивные экономические реформы.
- Может ли с другими нефтяными компаниями случиться то же, что и с ЮКОСом?
- Нет, в деле ЮКОСа был политический фактор, связанный с личностью его руководителя, в других нефтяных компаниях этот фактор отсутствует. К тому же, репутация России сильно пострадала. Таких дел не может быть много, это было бы слишком опасно.
- Второй по значимости для вашего фонда сектор - финансовый. Вы вкладываете в него 26% вашего капитала. Почему?
- Сейчас в этом секторе наблюдается снижение инфляции и процентных ставок, в частности, в Турции, в которую мы тоже вкладываем. Наблюдается гармонизация со ставками в евро. Относительная недоразвитость тоже идет на пользу сектору. Появляются и набирают обороты новые сегменты этого рынка - ипотека и кредитные карточки.
- Объединение Европы идет полным ходом, стоит ли сейчас вкладывать в гармонизацию европейских норм?
- Нужно различать два типа стран. Для тех, кто уже вступил в Европейский союз, обратной дороги нет. Они войдут в зону евро приблизительно в 2007-2008 гг., и этому ничто не помешает. С Турцией все сложнее, ее сближение с ЕС займет 10-15 лет. Но независимо от исхода переговоров о вступлении, в стране запущен процесс экономических реформ, идет борьба с инфляцией. И это очень важно.
- По каким критериям вы отбираете ценные бумаги?
- У нас 'промышленный' подход. Мы высчитываем стоимость предприятия по его капитализации, добавляем к этому его долги и вычитаем ликвидные средства. Делим эту цифру на производительность. Для предприятия по производству цемента получается стоимость на тонну цемента, для компании мобильной связи - на тысячу абонентов. На 25% наша подборка состоит из самых дешевых акций. Мы покупаем акции, которые оказывают стимулирующее воздействие, могут спровоцировать рост котировок компании. Например, для Лукойла важно, что в его капитале имеет долю компания ConocoPhillips. Эта американская компания - стратегический партнер, который является гарантией компетентности, эффективности и прозрачности. К тому же, она пытается укрепить свои позиции в предприятии, покупая его акции, что тоже имеет свое воздействие на их курс.