Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Брежнев умер, но его политика будет жить

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вчера преемники президента Брежнева выступили с совместным заявлением о стремлении 'обеспечивать разрядку' и после смерти семидесятипятилетнего лидера от сердечного приступа. Г-н Брежнев, руководивший Советским Союзом дольше, чем кто-либо из его предшественников, за исключением Сталина, неоднократно давал понять, что, несмотря на давно ухудшившиеся здоровье, он не намерен подавать в отставку

Публикация из архива 'Guardian'

12 ноября 1982 года

____________________________________________________________

После кончины советского лидера власти заявляют о приверженности политике разрядки

Вчера преемники президента Брежнева выступили с совместным заявлением о стремлении 'обеспечивать разрядку' и после смерти семидесятипятилетнего лидера от сердечного приступа. Г-н Брежнев, руководивший Советским Союзом дольше, чем кто-либо из его предшественников, за исключением Сталина, неоднократно давал понять, что, несмотря на давно ухудшившиеся здоровье, он не намерен подавать в отставку.

О его смерти советскому народу сообщили вчера в 11 утра, почти через 27 часов после рокового приступа. Еще до официального сообщения Москву заполонили слухи о смерти Брежнева или еще кого-то из высшего руководства.

Считается, что причиной задержки с сообщением стало отсутствие отработанного механизма передачи власти. Сообщается, что в среду руководство страны собралось на заседание, продлившееся далеко за полночь; вчера дискуссия за кремлевской стеной продолжилась.

По утверждению одного советского источника, рано утром в среду Брежнев потерял сознание, находясь у себя дома - вероятно речь идет о загородной резиденции в окрестностях Москвы. Когда попытки привести его в чувство на месте не увенчались успехом, рассказал этот источник, г-на Брежнева в машине 'Скорой помощи' доставили в спецполиклинику на улице Грановского, неподалеку от Кремля, где весь третий этаж отведен под реанимационное отделение для советских лидеров.

Здесь врачи, как сообщается, несколько часов боролись за его жизнь, используя массаж сердца, электростимуляцию и другие методы. В 8:30 утра они официально констатировали смерть пациента.

Брежнев скончался спустя всего три дня после того, как он провел три часа на трибуне Мавзолея, принимая военный парад по случаю очередной годовщины революции. Следует упомянуть об одном немаловажном назначении: председателем комиссии по организации похорон, состоящей из 25 человек, стал г-н Юрий Андропов, бывший глава КГБ, член Политбюро с 1973 г.

В эту комиссию вошли и семеро других членов Политбюро, в том числе все участники 'внутреннего круга' высших руководителей - семидесятичетырехлетний министр обороны маршал Дмитрий Устинов, семидесятишестилетний премьер-министр г-н Николай Тихонов, и г-н Константин Черненко (ему исполнился 71 год).

Вчера вечером было объявлено, что заседание Верховного Совета, назначенное на вторник, переносится на 23 ноября. Согласно традиции, накануне начала сессии проводится пленум Центрального комитета партии, состоящего из 300 человек - руководящего органа, который и должен избрать нового Генерального секретаря.

Считается, что в настоящее время Политбюро выбирает нового лидера; затем это решение будет официально закреплено постановлением пленума.

Советские граждане спокойно восприняли вчерашнее известие о смерти г-на Брежнева. В медицинском заключении, распространенном государственным информационным агентством ТАСС, указывается, что причиной смерти стал прогрессирующий атеросклероз, который и привел к сердечному приступу. В официальном сообщении о кончине лидера говорится: 'Имя Леонида Ильича Брежнева - верного продолжателя великого ленинского дела, пламенного борца за мир и коммунизм, будет всегда жить в сердцах советских людей и всего прогрессивного человечества'.

Через несколько часов Центральный комитет партии выступил с заявлением, где указывалось, что 'внутренняя и внешняя политика Коммунистической партии Советского Союза, выработанная под руководством Л.И. Брежнева, будет последовательно и целенаправленно проводиться в жизнь'. Там содержалось и предупреждение, что СССР не ослабит бдительность в военной сфере, сформулированное в тех же выражениях, что и выступление г-на Брежнева в воскресенье.

Советский Союз, отмечалось в заявлении, будет делать все необходимое, чтобы 'любители военных авантюр' никогда не застали страну Советов врасплох, а потенциальные агрессоры знали, что их ждет 'сокрушительный ответный удар'. 'Коммунистическая партия Советского Союза, весь советский народ понесли тяжелую утрату', - говорится далее в заявлении. Высоко оценивая полувековую службу г-на Брежнева своей стране, его авторы подчеркивают, что брежневская политика, направленная на 'мир и мирное сосуществование, разрядку и разоружение, решительный отпор агрессивным планам империализма, предотвращение ядерной катастрофы имеет непреходящее значение'.

Красную площадь отгородили металлическими барьерами; рабочие начали подметать брусчатку по всему ее огромному пространству и демонтировать трибуны, готовя церемонию похорон. Прощание с г-ном Брежневым состоится в Колонном зале Дома союзов - он расположен в двух шагах от Кремля, рядом с Большим театром. Похороны состоятся на Красной площади в понедельник. Г-н Брежнев станет девятым по счету советским деятелем, которого похоронят у кремлевской стены рядом с мавзолеем Ленина. Урны с прахом еще сотни людей - среди них и г-н Алексей Косыгин, которого г-н Брежнев в ходе борьбы за власть в 1960е гг. постепенно отодвинул на вторые роли - захоронены внутри самой этой высокой стены из красного кирпича.

Вряд ли преемник Брежнева, который определится в результате тайных совещаний 12 членов Политбюро, будет назначен сразу на оба поста [Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума Верховного Совета СССР - прим. перев.]. Двое главных претендентов на высший пост - это шестидесятивосьмилетний г-н Андропов и г-н Константин Черненко (ему 71 год), давний соратник г-на Брежнева. Важным кандидатом является и г-н Виктор Гришин, глава Московского обкома партии - именно он на прошлой неделе выступил с основным докладом на торжествах по случаю годовщины революции.

Центральный комитет объявил в стране четырехдневный траур и отменил занятия в школах в день похорон. Однако он не объявил этот день нерабочим, и работа на государственных предприятиях будет остановлена только на 5 минут. В Москве и областных центрах состоится траурный орудийный салют, прозвучат заводские гудки.

В связи с похоронами перед правительствами западных стран встает сложная проблема: им предстоит решить, кто должен возглавлять делегации, прибывающие в Москву. В отличие от смерти Сталина, которая пришлась на период Холодной войны, г-н Брежнев скончался в тот момент, когда западные лидеры уже десяток лет наносят официальные визиты в Москву. Кроме того, Сталин официально не занимал поста главы государства.

Ни один из вероятных преемников г-на Брежнева никогда не вел переговоры с западными лидерами, и вообще не имеет особого внешнеполитического опыта за пределами восточноевропейского региона.

Г-н Андропов, занимавший пост советского посла в Венгрии в 1956 г., ни разу не бывал в некоммунистических странах. Г-н Черненко посещал с краткими визитами Австрию, Гану, Гвинею, Данию, Финляндию и Францию. Если г-н Андропов, будучи главой КГБ, руководил подавлением диссидентского движения и следил за тем, чтобы разрядка не обернулась политической либерализацией внутри страны, то г-н Черненко занимая пост секретаря ЦК КПСС, отвечал за административные вопросы и партийный контроль.

В ближайшие недели они вряд ли внесут какие-либо изменения в политический курс Кремля на разрядку в отношениях с Западом, подкрепленную военной мощью. Однако еще при жизни г-на Брежнева в тоне Кремля появились жесткие нотки. Расставшись с надеждами на то, что рейгановская администрация откажется от линии на конфронтацию с Советским Союзом, Кремль, судя по всему, решил, что в ответ ему также следует перейти к более воинственным заявлениям. О начале перемен в прошлом месяце дал понять сам г-н Брежнев, выступив с беспрецедентным телеобращением к командованию советских вооруженных сил.

За годы пребывания г-на Брежнева у власти военная и экономическая мощь страны чрезвычайно возросла. Однако период его правления запомнится и вторжениями в Чехословакию и Афганистан, а также подавлением при поддержке СССР демократического движения в Польше. Что же касается внутренней политики, то при нем произошло постепенное и значительное повышение уровня жизни советских людей, однако это не сопровождалось серьезным смягчением политического режима.

В надежде взять гонку вооружений под определенный контроль и обеспечить долгосрочное экономическое сотрудничество между СССР и Западом он сделал твердую ставку на политику разрядки.

В последние годы, однако, эта стратегия начала давать сбой - Запад вернулся к прежней политике торговых санкций и эмбарго против Советского Союза. Подобный зигзаг стал сюрпризом для Кремля, считавшего, что разрядка, раз уж ее поддержал такой деятель как Ричард Никсон (Richrad Nickson) - американский президент-республиканец, известный своими антикоммунистическими убеждениями, представляет собой окончательный поворот в отношениях между Западом и СССР.

Парадоксальным образом, г-н Брежнев скончался вскоре после того, как в состоянии его здоровья наметились изменения к лучшему. Еще в марте, когда советское телевидение не показало его возращения из поездки в Ташкент, поползли слухи, что у него случился сердечный приступ. По сообщениям источников в Москве, из самолета генерального секретаря вынесли на носилках.

Одним из лейтмотивов его последних выступлений стали настойчивые призывы к китайскому руководству нормализовать отношения с Москвой. Однако ни г-н Брежнев, ни его коллеги не продемонстрировали серьезной готовности сократить пятисоттысячную военную группировку на советском Дальнем Востоке. В данном случае, как и в отношениях с Западом, г-н Брежнев считал, что мощный военный арсенал - наилучшая основа для диалога с державой-соперницей.

____________________________________________________________

Другие публикации из архива "The Guardian":

Интервью с Лениным ("The Guardian", Великобритания)

Как большевики взяли Зимний дворец ("The Guardian", Великобритания)