Беседа корреспондента РФИ, Софи Бакер, с Андреасом Гроссом (Andreas Gross), швейцарским депутатом, представителем парламентской группы Совета Европы по Чечне
Вопрос: Добрый день, Андреас Гросс. На фоне прошедших в Лондоне терактов, повлекших за собой несколько десятков человеческих жертв, одним из очагов международного терроризма остается Северный Кавказ, а точнее Чечня и Дагестан. . .
А.Г.: Добрый день. Рост исламского экстремизма в кавказском регионе является прямым следствием ошибочной политики России и западных стран после завершения 'второй чеченской войны'. Это ошибка России! Были созданы все условия для зарождения и развития религиозно-фанатического движения в республике. И если Москва и столицы западных государств намерены продолжать подобную политику 'игнорирования' роста религиозного экстремизма, ситуация полностью выйдет из-под контроля. Необходимо заниматься этой проблемой постоянно, а не время от времени. В противном случае чеченский терроризм - именно чеченский, а не исламский - может стать для нас, европейцев, реальной угрозой.
Вопрос: На прошлой неделе Президент Владимир Путин сделал официальное заявление и выразил обеспокоенность ухудшением обстановки на Северной Кавказе и даже существенно сократил полномочия местных властей, передав часть их функций федеральной власти. . .
А.Г.: Да, я слышал его заявление, но не верю, что за ним последуют рациональные и действительно правильные действия на местах. Москва передала слишком много полномочий местной милиции, которая криминальна и полностью коррумпирована. Зачем? Конечно же, чтобы дистанцироваться от творимого сегодня в республике беспредела и не отвечать за свои прошлые дела. 'Официальные бандиты' - так называют их сами жители Чечни.
Что же в итоге? Результаты подобной передачи полномочий местным органам власти плачевны, в республике явно ощущается нехватка сильной власти Москвы.
Вопрос: Каковы сейчас планы Путина, говорят, что раньше он был заинтересован в дестабилизации обстановки в регионе, чтобы на волне растущего национализма сначала придти к власти, а затем закрепиться в Кремле?
А.Г.: Нет, я сомневаюсь в этом. Я беседовал со своими коллегами в Москве, они уверяют, что сегодня есть влиятельные люди и даже целые круги, которые ищут способы разрешение проблемы.
Проблема в том, что Путин все время стремится к централизации власти, а сегодня следовало бы набраться смелости и запустить обратный процесс, процесс настоящей децентрализации. Сам Путин слишком перегружен полномочиями и обязанностями и не может полноценно участвовать в решении проблем региона. Следует дать Кавказу автономию, чтобы сами жители, а не федеральный центр, решали, когда им проводить парламентские выборы, готовы ли они к ним.
Вопрос: Как Вы себе представляете это можно сделать людям, уже несколько лет живущим в полуразрушенной республике, в полуразрушенных городах и селениях?
А.Г.: Прежде всего, необходимо разоружить бандитов, лишить их возможности торговать наркотиками, людьми, оружием. Хотя сегодня именно на них центральная власть и опирается, именно они составляют костяк кадыровской милиции! Затем, следует запустить реальные политические процессы в Чечне с участием представителей местного населения и, вполне вероятно, делегатов от сепаратистов. Более 80-90% населения устали от насилия и жестокости, они хотят возможности мирно трудиться.
Вопрос: Но после смерти Аслана Масхадова у боевиков не осталось людей, готовых к открытым переговорам?
А.Г.: Его убийство - это очередная большая ошибка. Но еще большая ошибка думать, что его некем заменить. Его представители остались, конечно, не такие известные и легитимные, но если российская сторона захочет начать переговоры, она найдет с кем их вести.
Мне очень горько наблюдать за поведением Жака Ширака и Герхарда Шредера, за их постоянным замалчиванием темы Чечни на встречах с Президентом России. Они говорят о поставках газа, нефти, но острую тему деликатно обходят стороной. А ведь это очень опасно! Конфликт на Кавказе не утихает, а метро и школы есть во Франции и в Швейцарии. . . Все негативные последствия кавказской драмы мы можем ощутить на себе, а ответственность за потенциально опасный прецедент в равной мере должны разделить между собой наши руководители, не желающие трезво оценить размеры явной угрозы.