Европейская элита была потрясена тем, что Франция и Нидерланды отвергли проект европейской конституции - казалось бы, народная поддержка проекту строительства единого европейского дома была обеспечена в любом случае. Хотя предупреждений о том, что с ратификацией конституции могут возникнуть проблемы, было предостаточно даже до ее подписания, те, кто видел себя 'отцами-основателями' единой Европы, их и слушать не хотели. И отлаженная европейская бюрократическая машина до сих пор не может осознать, что произошла системная ошибка - ошибка, угрожающая самому факту ее существования.
Из того, что произошло после - здесь и отказ Великобритании и других стран продолжать процесс ратификации, и демонстрация раздора на июньском саммите Европейского Союза - причем не только по конституции, а еще и по важнейшим бюджетно-финансовым вопросам - видно, что 'европейскому проекту' грозит глубочайший кризис. Случившееся - это еще не катастрофа, но может стать началом таковой, если не провести глубокий анализ прошедших событий и не извлечь из них соответствующие уроки.
Этот кризис нельзя объяснить в рамках политики двух, трех или пяти из 25 членов ЕС. Было бы совершенно наивно пытаться объяснить провал кампаний в поддержку конституции во Франции и Голландии тем, что народы этих стран не доверяют своей власти, или тем, что опросы общественного мнения показывают низкую популярность президента Франции Жака Ширака или голландского премьер-министра Яна Балкененде. Результаты голосования нельзя также объяснить и тем, что таким образом народ выразил несогласие с ограничением национального суверенитета. Реальная причина совершенно в другом.
По нашему мнению, главная причина заключается в том, что, хотя быстрое расширение ЕС уже превратило его в слишком неповоротливую систему, члены Еврокомиссии продолжают с горящими глазами призывать к 'расширению любой ценой'. Расширение Западной Европы, не только поглотившей Восточную, но и - после начала переговоров с Турцией - перевалившей через Босфор в Азию, вызвало гнев многих жителей 'старого мира', что и понятно: для среднего европейца это означает приток дешевой рабочей силы и отток производственных мощностей на Восток.
Идеологам 'новой Европы' пришло время серьезно подумать над тем, что продолжение хаотического расширения на Восток может в перспективе и похоронить под своей тяжестью сам европейский дом - по крайней мере, в том виде, в каком он существует сейчас, ибо что есть Франция, как не краеугольный камень этого дома?
Как-то телеканал EuroNews брал интервью у одного француза на улице, и тот задал очень хороший вопрос: а что случилось бы, если бы в тех странах, которые уже ратифицировали конституцию через парламент, решили бы провести референдумы? Ведь и во Франции, и в Нидерландах большинство 'народных представителей' и от правящих, и от оппозиционных партий были за ратификацию. В Германии оппозиция уже начала публично сомневаться в правильности решения парламента ратифицировать конституцию. Этот вопрос может стать одним из серьезнейших во время сентябрьской предвыборной кампании.
Ясно, что винить за то, что произошло, европейская элита может лишь сама себя. Референдумы продемонстрировали пропасть, которая разделяет элиту и жителей стран Евросоюза. Оказывается, авторы конституции не предусмотрели механизма на случай, если ратификационный процесс сойдет с рельсов. Другими словами, они все решили заранее, отказавшись от любых предположений о том, что люди, которых они вроде бы представляют, могут с ними не согласиться. Печальным итогом этого стало то, что будущее документа, рожденного в таких муках и подписанного с такой помпой, оказалось под вопросом всего за несколько дней.
Кризис ЕС может дестабилизировать политические системы Европы. В конце концов, демократия - т.е. правительство, выражающее волю народа, - это главная ценность европейского порядка. Попытка элиты исключить народ из процесса принятия решений может привести к неприятию самой элиты обществом. При самом худшем сценарии силы, которые до недавнего времени оставались маргинальными, могут вернуться в центр политической жизни. Стоит отметить, что почти забытый "Интернационал" стал песней победы для части французских оппонентов конституции.
По тому же сценарию, прибалтийские государства и бывшие партнеры России по СЭВ в Восточной Европе, рассчитывавшие на обеспеченную жизнь под синим небом с желтыми звездами, могут столкнуться с серьезными проблемами. В ожидании щедрых субсидий, они сделали в домах евроремонт, одновременно приведя в непригодность значительную часть своих промышленных мощностей. Но захочет ли "старая Европа" продолжить выдачу денежных пайков новичкам, теперь неизвестно. Тот факт, что во время ожесточенных дебатов по вопросам бюджета на недавнем саммите многие давние члены ЕС поддержали нежелание Лондона субсидировать убыточное сельское хозяйство, не сулит новеньким ничего хорошего.
Еще один аспект брюссельской бюрократии связан с надеждами на членство стран к востоку от нынешних границ Евросоюза - в Турции, на Украине, в Молдавии и Грузии - и у белорусской оппозиции. Сейчас необходимо серьезно изменить направление как стратегии, так и тактики строительства объединенной Европы, в частности темпы процесса объединения.
В этом отношении стоит вспомнить, что строить единую Европу нужно не только с запада, но и с востока. Это подчеркивает важность создания единого экономического пространства, охватывающего Россию, Украину, Белоруссию и Казахстан, - этот процесс может принести значительную пользу этим четырем странам и самому ЕС. Взаимодействие этих двух систем - ключ к объединенной большой Европе.
Наконец, недавние события должны дать значительную пищу для размышления об отношении России с ЕС и к ЕС. В России многие открыто злорадствовали по поводу недавних проблем Евросоюза. Их мнения можно суммировать следующим образом: "Наведите порядок в своем доме, прежде чем учить нас". Разумеется, в том, что касается демократии, россиянам надоело быть для Европы мальчиками для битья. Но вместо того, чтобы радостно потирать руки, мы могли бы извлечь из происходящего урок и для себя.
Михаил Горбачев - бывший президент Советского Союза.
Александр Лебедев - член Государственной Думы и руководитель Центра проблем интеграции РАН.