- Господин Шойбле, Вы отправляетесь по поручению госпожи Меркель в Вашингтон и Москву. Почему?
- Совершенно ясно, что в связи с загруженностью во время короткой предвыборной кампании, госпожа Меркель не может предпринимать еще и длительные поездки. Поэтому она попросила меня, взять на себя эти визиты.
- Министр иностранных дел Германии Фишер упрекает госпожу Меркель, кандидата на пост канцлера, в том, что она не хочет напоминать о позиции ХДС/ХСС по отношению к войне в Ираке.
- Это, конечно, нелепо. Кстати, это высказывание министра иностранных дел расценивается в Вашингтоне как доказательство того, что это правительство вновь готово пожертвовать германо-американским партнерством ради отчаянных попыток выиграть на выборах. У Меркель здесь проблем нет, она только что встречалась с президентом США в Майнце. Правительство, возглавляемое ХДС/ХСС, даст ясно понять, что европейское согласие не является альтернативой трансатлантическому партнерству. И то, и другое неразрывно связано. Мы попытаемся преодолеть раскол в Европе и добиться большей эффективности трансатлантических отношений.
- Вы не боитесь, что Ирак сможет сыграть свою роль во время предвыборной борьбы - не в пользу ХДС/ХСС?
- Нет. С одной стороны, утверждение, что при правительстве, возглавляемом ХДС/ХСС немецкие войска останутся в Ираке, является ложью. С другой стороны, попытка, выиграть выборы в Бундестаг с помощью тем 2002 года, для правительства равносильно заявлению о банкротстве.
- Справедливо ли упрекать канцлера Шредера, что он проводит политику в отношении России, не считаясь с восточными европейцами?
- Я не говорил, что канцлер делает это преднамеренно, но такого впечатления ему избежать не удалось. Возьмите хотя бы встречу Путина, Шредера и Ширака в Кенигсберге.
- Встреча была идеей Путина. Смогла бы Меркель, будучи канцлером, отклонить такое приглашение?
- Канцлер Меркель должным образом предложила бы Путину, вполне открытому для советов со стороны, избрать другой формат встречи, поскольку это затрагивает интересы других. Хорошая политика не подразумевает, что нужно бежать впереди повозки, не имея никаких альтернатив. Не пошло на пользу делу еще и приглашение французского президента.
- Разве не пытались многие канцлеры избежать особых двусторонних отношений с Москвой и все же устанавливали особые личные контакты?
- Им нужно и то, и другое - и двусторонние и личные отношения. Личный фактор весьма важен в международной политике. И я всегда говорил, что канцлеру лучше иметь хорошие отношения с президентом Путиным, чем плохие.
- Но это мешает критике. . .
- Нет, совсем необязательно. Безусловно, любая оппозиция будет с недоверием смотреть на слишком тесные личные отношения. Критику приходилось слушать и Колю в связи с его отношениями с Ельциным. Но главным отличием Коля от Шредера является то, что тогда в Польше или Вашингтоне ни у кого не возникало подозрения, что немцы хотят проводить политику через их головы или даже против них.
Вольфганг Шойбле (63) отвечает во фракции ХДС/ХСС в Бундестаге за внешнюю политику.