Одно из главных обещаний российского президента Владимира Путина состояло в очищении страны от коррупции, доставшейся ему в наследство от его предшественника Бориса Ельцина, который почти десятилетие наблюдал за разграблением государственной собственности. Это печально, но после избрания Путина в 2000 году коррупция только усилилась.
По данным независимого аналитического центра 'Индем', общая сумма взяток за последние четыре года увеличилась примерно в десять раз. Следы коррупции ведут и в органы государственной власти. Расследование роли 'Коммерцбанка' в приобретении контрольного пакета акций в российской холдинговой компании 'Телеком', проведенное на Западе, привело не только к отставке одного высокопоставленного руководителя, но также показало, что часть российского бизнеса телефонной связи в 90-е годы могла быть тайно приватизирована нечестным путем. Холдинговая компания была создана в эпоху Ельцина Леонидом Рейманом, возглавлявшим в Санкт-Петербурге телефонную компанию в то время, когда Путин был заместителем мэра города. Сегодня Рейман возглавляет министерство связи.
В России традиция взяточничества существует давно. Некоторые экономисты даже утверждают, что взятки являлись своеобразной смазкой, обеспечивавшей движение колес чрезмерно централизованной системы, которую пытались ввести цари и коммунистические правители в этой самой большой в мире стране. Безусловно, взяточники стали неотъемлемой частью советской экономики с ее вечным дефицитом.
Однако похоже на то, что предложение и спрос на взятки стремительно взлетели вверх после инспирированной Кремлем кампании по развалу нефтяной группы 'ЮКОС', во главе которой стоял Михаил Ходорковский. По оценкам 'Индем', данная кампания усилила аппетиты чиновников-получателей взяток и опасения компаний-взяткодателей. Что касается рядовых граждан, они все больше платят за то, чтобы спасти своих сыновей от призыва в армию и отправки в Чечню.
Путин публично взял на себя обязательство искоренить коррупцию, хотя нельзя исключать, что он использует расследование по делу о мошенничестве против уволенного в прошлом году с поста премьер-министра Михаила Касьянова в политических целях. Однако использование бюрократов для контроля за другими бюрократами - это невыполнимая задача, своеобразный порочный круг, особенно когда возникают сомнения относительно поведения других высокопоставленных чиновников, таких как господин Рейман. Единственный путь разрешения проблемы состоит не в ослаблении, а в усилении политической системы взаимоограничения властей, иначе называемой системой сдержек и противовесов. Даже Ельцин мирился с мощной парламентской оппозицией и средствами массовой информации, которые были, по меньшей мере, разнообразными.
Тем временем, представители западных государств и западного бизнеса должны более тщательно взвешивать недостатки и преимущества сотрудничества с Россией. Резкий рост цен на нефть превращает Россию в чистого кредитора Запада. Это означает, что западные банки должны искать альтернативы легко осуществимым ссудным операциям. Однако, занимаясь таким делом, они обязаны заботиться о своей репутации и не содействовать государственному захвату собственности.
Что касается западных государств, их единственным рычагом воздействия на Путина является его гипотетическое стремление добиться успеха в период председательства России в группе восьми промышленно развитых государств в будущем году. Это должно заставить его и его помощников тщательно следить за собственным поведением.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Российская компания 'Телекоминвест' задает загадки ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Российские бюрократы-миллионеры гребут деньги лопатой ("The Guardian", Великобритания)
Коррумпированная Федерация Путина ("Handelsblatt", Германия)