Человек из Вашингтона выполняет деликатную миссию. Министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) совершает поездку по странам Средней Азии, чтобы спасти военные базы, имеющие большое значение и необходимые США для проведения своей военной операции в Афганистане. Вашингтон оказался в трудной ситуации, поскольку в начале июля Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в нее входят Китай, Россия, Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, потребовала по инициативе Узбекистана от американцев определить график вывода военно-воздушных баз с территории Узбекистана и Киргизии.
В одной из стран Рамсфелд в ходе своей PR-поездки уже добился успеха: Киргизстан высказался за сохранение военно-воздушной базы в Манасе, пригороде Бишкекa. Американцы могут оставаться в стране до тех пор, пока этого требует ситуация в Афганистане, сказал вчера министр обороны Киргизстана Исмаил Исаков.
Но если же говорить о соседнем с Киргизией Узбекистане, то там требуют определить уже конкретные сроки вывода американских войск. Исламу Каримову, которого прежде поддерживали США, теперь его западные друзья не очень нравятся. Каримов проявляет недовольство с тех пор, как США потребовали проведения независимого расследования бойни в Андижане, устроенной в мае. По распоряжению Каримова солдаты применили оружие по демонстрантам, были убиты сотни людей.
Но теперь Рамсфелд, имея в кармане заверения Бишкека, заявил, что потерю узбекской базы в Ханабаде можно пережить. Возникает вопрос, действительно ли США так легко могут смириться с потерей своей базы в Узбекистане.
После террористических актов, совершенных 11 сентября 2001 года, Пентагон добивался создания военных баз на территории бывших советских республик. Они были нужны также на севере Афганистана с целью проведения военных операций против талибов и 'Аль-Каиды' Усамы Бен Ладена (Osama bin Ladens). С военной базы Манас под Бишкеком, где дислоцируются 1000 военнослужащих США, всего три часа лета до Кандагара, что на юге Афганистана. Это тоже стоит хороших денег: в государственную казну Киргизии ежегодно поступают 70 миллионов долларов США, например, в виде пошлины за пользование землей, оплаты за топливо - деньги, от которых обедневшая страна так легко отказаться не в состоянии.
Но интерес к среднеазиатским странам США проявляют не только из-за их географической близости к Афганистану. Речь идет также о контроле над нефтегазовыми ресурсами региона.
Однако США в своем стремлении определить в Средней Азии границы своего влияния сталкиваются с конкуренцией России: ведь американцы находятся на бывшей советской территории. Москва тоже разместила свои войска в Средней Азии. Теперь началось дипломатическое наступление с целью лишить США влияния окончательно.
Так, Кремль после бойни в Андижане демонстративно встал на сторону Каримова. Узбекистан до сегодняшнего дня активно использовал 'войну против террора' с целью подавления с одобрения США оппозиции.
Критика со стороны Вашингтона бойни в Андижане стала теперь для Каримова основанием, чтобы ставить вопрос о дальнейшем военном присутствии США в его стране. Автократ, напуганный последними необычно холодными заявлениями Вашингтона, опасается, что американские организации окажут поддержку оппозиции. Он боится, что вирус демократии из Грузии, Украины и Киргизии может получить распространение и в Узбекистане.