'Все то же самое, что и в советские времена, - острит критически настроенный телезритель, - когда начинаются вечерние новости на государственных каналах, наступает время для выгула собак'. Опытный российский потребитель телевизионной продукции знает, что контролируемые государством каналы ОРТ и Россия очень редко изменяют своим обычно пространным придворным репортажам о насыщенном рабочем дне президента, а тем более транслируют в эфир критические материалы о буднях в 'управляемой демократии' Путина.
Исключение до сих пор представляла информационная программа '24 часа' частного канала Ren-TV, профессионально сделанная и живая. И это благодаря структуре собственников. 30% акций принадлежало Ирене Лесневской и ее сыну, 70% государственному энергетическому монополисту ЕЭС России. Правда, его либеральный шеф, Анатолий Чубайс, отказался от вмешательства в формирование программ.
Возможно, это есть одна из причин, почему группа RTL не упустила своего шанса, когда Лесневская выставила пакет акций на продажу. Но решающим аргументом был тот факт, что российский рынок телевизионной рекламы бурно развивается. Он стал одним из самых динамичных в мире, - объяснил решение о покупке доли в Ren-TV глава RTL-Group Герхард Цайлер. В настоящий момент границы роста российского рекламного рынка определить невозможно.
Российские эксперты исходят из того, что оборот в ближайшие годы возрастет с 3,9 до 18 миллиардов долларов. 30-процентный кусок этого пирога принадлежит телевизионной рекламе. Доля Ren-TV составляет около 4,5%, в прошлом году доходы канала от рекламы составили 90 миллионов долларов. RTL, обладая ноу-хау в медиа-бизнесе, рассчитывает на хорошую прибыль.
Российский частный телеканал ведет передачи с 1 января 1997 г. и охватывает аудиторию, по собственным данным, в 95 миллионов зрителей. Идеальным телевизионным зрителем считается зритель в возрасте от 18 до 45 лет, живущий и работающий в городе, - это вполне совместимо с целевой молодежной аудиторией RTL.
Но сбудутся ли радужные мечты, пока еще неясно. После того как стало известно о продаже 30%, ЕЭС России продали свою 70-процентную долю группе 'Северсталь' олигарха Алексея Мордашова, занимающего со своими 5,1 миллиардами седьмое место в списке самых богатых людей России. Считается, что Мордашов, за которым пока никаких амбиций в сфере СМИ не замечалось, близок к Кремлю. Наблюдатели исходят из того, что его влияние в преддверии парламентских выборов в 2007 г. и президентских - в 2008 г. поставит телекомпанию на нужные политические позиции.
И вряд ли в этом что-нибудь изменится, если RTL Group действительно увеличит свою долю еще на 19% , то есть до 49%. Сначала канал RTL не собирался участвовать в таких прожектах. Хотя вице-президент компании Эндрю Бакхерст признал, что придется пересмотреть позиции, если 'Северсталь' решится на продажу своей доли. Однако больше, чем 49% не получится, поскольку иностранцам в российском телевидении разрешено быть лишь миноритарными акционерами.
В России с ее 11 часовыми поясами идет борьба электронных СМИ. Мощным средством влияния является Всероссийская государственная теле-радиокомпания (ВГТРК), которой принадлежат второй телевизионный канал 'Россия', телевизионные каналы 'Культура' и 'Спорт', российская версия Euronews, а также несколько радиостанций. Кроме того, под крышей холдинга существуют еще и 88 региональных государственных радио- и телевизионных станций. Первый российский канал, ОРТ на 51%, а тем самым надежно, принадлежит государству. Остальные акции находятся в частной собственности.
Государственный концерн 'Газпром' сейчас хотя и расстается со своей компанией 'Газпром-Медиа', однако его активы в сфере СМИ переходят к банку 'Газпромбанк', принадлежащему также этому концерну. Таким образом, контроль Кремля над такими телевизионными каналами, как НТВ, TNT и НТВ-плюс, а также пятью радиостанциями сохраняется.
СТС, частный телевизионный канал понял, что для сохранения жизни не следует вмешиваться в политическую борьбу. Судьба НТВ и ТВ-6, которые были экспроприированы или закрыты, стала хорошим уроком. СТС занимается исключительно развлекательными программами: российские и зарубежные сериалы и мыльные оперы, фильмы и ток-шоу.
Особую роль на российском телевизионном ландшафте играет телекомпания ТВЦ. Контрольный пакет акций канала принадлежит московскому правительству. Соответственно, в его задачи входит вещать в 78 регионах о славных делах московского мэра Юрия Лужкова. Между тем и он не перечит Кремлю.