Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Новая экзотическая геополитика

Еще остались полюса. Но, похоже, что они начали таять

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
События в Нью-Йорке открыли новую для мирового туризма эру. По выражению американского Госдепа, мир стал 'менее безопасным', на него сыплются всевозможные потрясения. Побочной жертвой всех этих перемен стал турист. Это существо в цветастой рубашке - прекрасная мишень для исламских фундаменталистов. Он сочетает в себе все качества, которые так раздражают террористов в западном человеке: высокомерие, любовь к роскоши, стремление к наслаждению

Какое влияние на туризм оказала новая обстановка в мире, сложившаяся после терактов сентября 2001 г.?

Теракт 23 июля в египетском Шарм-эль-Шейхе, жертвами которого стали около 100 человек только подтвердил начавшиеся складываться после 11 сентября 2001 г. тенденции. События в Нью-Йорке открыли новую для мирового туризма эру. По выражению американского Госдепа, мир стал 'менее безопасным', на него сыплются всевозможные потрясения. Побочной жертвой всех этих перемен стал турист. У него вроде бы привилегированный статус, поэтому его не всегда берегут. Это существо в цветастой рубашке - прекрасная мишень для исламских фундаменталистов. Он сочетает в себе все качества, которые так раздражают террористов в западном человеке: высокомерие, любовь к роскоши, стремление к наслаждению.

В ответ на это покушение на самое святое, что осталось у Запада - его отдых, сложилась новая карта туристических направлений. Недавний рай стал адом. Ранее забытые богом и людьми места обрели статус новых летних курортов. Поменялась вся география экзотических путешествий.

Во-первых, настал конец Востоку. Или, по крайней мере, стремлению на Восток. 'Самая долгая мечта в истории человечества', старая романтическая фантазия о слиянии Востока и Запада приказала долго жить. Современное западное представление о Востоке уже не имеет ничего общего с картинами XIX в., с их яркими красками и таинственной мусульманской негой. Их заменили репортажи о повседневном терроре, которые не устают снимать журналисты в горячих точках. Картину мы можем увидеть лишь в музее, да и то лишь однажды. А телерепортажи крутят ежедневно. Художникам-ориенталистам трудно соревноваться с CNN. Восточную мечту похоронило телевидение.

И с этих пор по принципу амальгамы (или исламальгамы?), мусульманские сообщества стали отождествлять с террористической угрозой. Хаос 11 сентября, события в Ираке, Иране, Палестине, Афганистане, Индонезии только закрепили в наших умах образ пылающего Востока, залитого кровью. Востока, от которого нужно бежать. Наглядное свидетельство тому - кризис туристического бизнеса между 2001 и 2003 гг. По данным Всемирной туристической организации, за эти три года, когда мир сотрясала череда терактов, в туристической сфере свою работу потерял каждый двенадцатый. Этот спад туристической активности больше всего затронул США и страны Ближнего Востока (протагонистов 'столкновения цивилизаций', как сказал бы Хантингтон). Радует одно: туристы в одинаковой мере потеряли интерес и к оси зла, и к оси добра. Туризм - это третий путь, это ось мечты.

Второе потрясение в географии отдыха: мировые сады Эдема пришли в упадок. Казалось, что некоторые местечки всегда будут ассоциироваться с мифами. Кто бы мог сказать, в 60-е годы, когда целые орды битников пускались в путь по Большой пьяной дороге, что на эту дорогу свободы (описанную Киплингом и проходившую - не по прямой, конечно - от Кабула до Бали, через Катманду) наложится линия ожесточенных боев? Начальный пункт этой райской дороги, Афганистан, вышел, наконец, из периода 23-летней войны, но сразу же погрузился в беспокойную анархию. Балийский триптих 'море, секс и солнце' разлетелся на кусочки 12 октября 2002 г. после взрыва на дискотеке в Куте. Чарующие болота Уилфреда Тезигера (Wilfred Thesiger - британский путешественник и писатель, автор книги 'Болотные арабы' - прим. перев.) были осушены Саддамом Хусейном, который хотел выкурить оттуда врагов партии Баас. Нельзя больше понежиться на берегах озер Сринагара - с 1990 г. там введено чрезвычайное положение. А Катманду! Даже небесный город превратился в театр военных действий маоистских повстанцев. В королевстве Непал льется кровь. Приток туристов в эту страну сократился на 22% по сравнению с 2001 г.!

Случай с Непалом показателен для этих райских мест созданных для блаженства, которые охвачены сегодня беспокойством. Так же было и с Киргизией, маленькой горной среднеазиатской республикой, ранее входившей в состав Советского Союза. Времена Чингисхана давно прошли, успокоились местные кочевники, по-прежнему живущие в юртах. После терактов 11 сентября турфирмы возлагали большие надежды на эти степи, преподносили их как 'новые безопасные направления'. Но все надежды туроператоров разбились после событий марта 2005 г. и тюльпановой революции в Бишкеке.

Парадоксальный поворот событий - места, которых раньше боялись, стали после таких геополитических перемен привлекательными для туристов. За 2004 г., когда Всемирная организация туризма отметила увеличение туристических потоков на 10% по сравнению с 2003 г., появились новые полюсы притяжения. Падение интереса к Востоку и крушение былого рая благоприятно отразилось на туристической обстановке на севере и юге Европы.

Более того, резко увеличился приток туристов в Россию, Китай, Монголию, Вьетнам и страны Восточной Европы, до недавних времен казавшиеся неприступными крепостями. До 1991 г. проникнуть в бастионы Восточной Европы было невозможно, все туристы там считались шпионами, а сейчас именно этим странам пророчат прекрасное туристическое будущее. Стена разрушена, лед растаял, блок развалился: можно поехать посмотреть. И сфотографировать вчерашних врагов. Всемирный совет туризма и путешествий прогнозирует на ближайшие годы 9% рост туристических поездок в Черногорию и Китай, на 7% больше туристов примут Вьетнам и Чехия.

Страны Юго-Восточной Азии, которые, казалось, никогда не оправятся от всевозможных потрясений последних лет (атипичная пневмония, куриный грипп, цунами), смогли вместе справиться со спадом туризма. И то, что им удалось выстоять, показывает, что туристы гораздо проще относятся к природным бедствиям, чем к зловещим угрозам горстки экстремистов. Легче быть фаталистом и ждать божьей кары, чем сохранять мужество, глядя в глаза сумасшедшему.

Выиграли от этого перераспределения туристических потоков и тропические архипелаги. Характерная тенденция новой мировой психологии: на острове можно вырваться из вечно бегущего мира, побыть где-то далеко, на маленьком клочке земли, но вдалеке от 'твердой суши'. Остров в сегодняшнем грозном мире - это рай для страусов. . .

'Если вас похитили, пожалуйста, свяжитесь с индийской армией, вам окажут помощь. Контактный телефон. . .'. Эта табличка стоит на дороге от Сринагара к приграничному посту Ури, на западе Кашмира. Ее поставили в 1990 г. после того, как кашмирские сепаратисты похитили и убили четырех английских туристов. На дорогах мира появляется все больше таких вех. . .

В этом мире, где жизненное пространство туриста все время сокращается, можно утешить себя мыслью о космосе. Каких-то 20 млн. долларов за полет. . .

А еще остались полюса. Северный и Южный.

Но, похоже, что они начали таять.

*Писатель