По последним данным, в лагере для беженцев недалеко от города Джалал-Абад на юге Кыргызстана находились под покровительством Управления верховного комиссариата ООН по делам беженцев (UNHCR) 455 беженцев из Узбекистана. Им грозит судьба, которую месяц назад уже разделили четверо из них: экстрадиция в Узбекистан, которой настойчиво требует тамошний режим. Они смогут избавиться от страха только в том случае, если UNHCR добьется их выезда в третьи страны, где они могли бы чувствовать себя в безопасности. Один из четверых выданных беженцев уже умер при невыясненных обстоятельствах. Вчера, в тот момент, когда первая группа беженцев покидала Киргизию, все еще продолжалась борьба за судьбу 29 других беженцев, находящихся в следственном изоляторе провинциального административного центра Ош на юге Кыргызстана. Узбекистан обвиняет этих людей в преступлениях, совершенных во время майского мятежа в городе Андижан на востоке Узбекистана. Совет национальной безопасности Кыргызстана два дня назад порекомендовал Генеральной прокуратуре продолжить следствие в отношении 15 из 29 человек и разрешить выезд только 14 из них. Вчера, в тот момент, когда UNHCR добивалось разрешения на выезд и для этих беженцев, в городе Ош состоялись переговоры между представителями Кыргызстана и Узбекистана по вопросу выдачи беженцев.
Все прошедшие дни органы власти Узбекистана постоянно требовали экстрадиции беженцев, представив документы, которые якобы должны служить доказательством того, что среди беженцев находятся преступники. Однако представителям UNHCR удалось удержать киргизские органы власти от выдачи этих людей. Представитель ООН в Кыргызстане недавно сказал, что доказательства, представленные узбеками, являются безосновательными.
Волнения в Андижане, расположенном в узбекской части Ферганской долины, вблизи от границы с Кыргызстаном, стали причиной судебного процесса против группы предпринимателей города. Государственные власти обвиняют их в принадлежности к мятежной исламистской группировке "Akramija" и в подготовке переворота. Один из организаторов волнений, Кабулджан Парпиев, в беседе с корреспондентом нашей газеты эти обвинения оспорил. Успешные бизнесмены, сказал он, выступают как благочестивые мусульмане, не замышляющие никаких переворотов. Через день, после того как в результате протестов против процесса были освобождены несколько сот заключенных из местной тюрьмы, в том числе и обвиняемые, по демонстрантам открыли огонь силы безопасности. При этом, как говорят, погибли около 800 человек. Эта бойня стала причиной бегства людей, добравшихся вскоре после этого до Кыргызстана. Помимо 500 человек, принятых в первом лагере, расположенном в приграничном районе, в Кыргызстане, как предполагается, находятся нелегально еще несколько тысяч узбеков.
Руководству Кыргызстана, исполнявшему свои обязанности после свержения в марте президента Аскара Акаева временно, судя по всему, удалось устоять перед попытками откровенного давления со стороны узбекского режима. Ташкентский режим всячески пытался заполучить бежавших свидетелей бойни. Сотрудники узбекской спецслужбы угрожали киргизским охранникам лагеря беженцев, пытались забирать беженцев или использовали с целью подстрекательства населения, проживающего вблизи лагеря, деньги. Они добивались, чтобы местные жители потребовали выдачи беженцев. Узбекские вертолеты угрожающе барражируют над временным лагерем беженцев, а узбекские солдаты переходят границу, чтобы проверить оставшиеся вещи беженцев, отправленных в новый лагерь под Джалал-Абадом. Людям, задающим удивленные вопросы, объясняют, что их появление, нарушением границы не является, так как государственная принадлежность территории является спорной.
В Андижане на родственников беженцев оказывается давление, чтобы они уговорили бежавших вернуться. Весь юг Кыргызстана наводнен сотрудниками узбекской спецслужбы. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) с ее самыми влиятельными членами Россией и Китаем поддержала позицию Каримова в вопросе, связанном с Андижаном. Президент Путин назвал события тщательно спланированной операцией международных террористов.
Министр иностранных дел Кыргызстана Роза Отунбаева недавно сказала, что ее страна оказалась между двумя фронтами. С одной стороны, Кыргызстан обязан выполнять международную Конвенцию о статусе беженцев, а с другой, - ее страна, мол, имеет дело с сильным соседом, с которым нужно ладить. Узбекистан открыто пригрозил, что если Бишкек не выдаст беженцев, то зимой перекроет Кыргызстану газовый кран. Это означало бы для страны катастрофу, но она, во всяком случае, могла бы ответить на угрозу, перекрыв доступ воды в Узбекистан или затопив страну, открыв плотины водохранилищ. ООН постоянно предупреждает Кыргызстан, чтобы он беженцев не выдавал. В Вашингтоне говорят, что государственный секретарь Райс (Rice) не приедет на инаугурацию нового президента Курманбека Бакиева, если Кыргызстан выдаст беженцев Узбекистану. Зарубежные наблюдатели говорят, что позиция в вопросе с беженцами станет для страны испытанием, пойдет ли Кыргызстан по пути демократии и соблюдения прав человека или же будет заодно с режимом, не соблюдающим права человека.