29 июля 2005 года. Улыбающееся лицо пекинской дипломатии, обращенное к Юго-Восточной Азии, можно было часто видеть на этой неделе. На одном региональном форуме китайский министр иностранных дел с широкой улыбкой ходил среди собравшихся, адресуясь к некоторым из своих коллег как к "братьям" и "друзьям". У Ли Заоксинга (Li Zhaoxing) имелись достаточные основания для радостного настроения. На встрече азиатских министров иностранных дел в столице Лаоса Вьентьян были окончательно согласованы планы первой крупной региональной встречи без участия Соединенных Штатов Америки.
Эту встречу хотят назвать Восточно-Азиатским саммитом. Она будет проводиться в Куала-Лумпуре, Малайзия, в декабре нынешнего года и, как ожидается, станет ежегодной. Несмотря на все утверждения Пекина о том, что Китай является страной, выступающей за сохранение status-quo и не имеющей намерения бросить вызов американским интересам в регионе, ключевая роль Китая на этом саммите рассказывает иную историю. Встреча в Куала-Лумпуре является частью откровенно дерзких усилий Китая, который преследует цель стать господствующей державой в Азии вместо Соединенных Штатов Америки.
В списке приглашенных на встречу в Куала-Лумпуре числятся лидеры 10 членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Китая, Японии, Южной Кореи, Индии, Новой Зеландии и Австралии. Предложение Токио пригласить на встречу Соединенные Штаты Америки хотя бы в роли наблюдателя не прошло. Австралия была добавлена в список только после того, как на этой неделе совершила важный поворот кругом и согласилась подписать договор, который, как она поначалу опасалась, подорвет ее альянс с Соединенными Штатами Америки.
Решимость Пекина исключить из данной встречи Соединенные Штаты Америки является очевидным свидетельством долгосрочных намерений Китая. Со временем этот орган без участия Соединенных Штатов Америки будет стремиться встать в оппозицию к американским целям. Стоит лишь взглянуть на Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), недавно созданный альянс с участием России и четырех бывших среднеазиатских советских республик, в котором Китай занимает доминирующее положение. Ранее в этом месяце ШОС призвала к выводу американских войск из Средней Азии. Министру обороны США Дону Рамсфелду (Don Rumsfeld) пришлось поспешно приехать в Киргизстан, чтобы загасить разгоравшийся огонь и сохранить право на использование среднеазиатских военных баз для снабжения группировки войск США в Афганистане.
Что касается Восточно-Азиатского саммита, Пекин уже предпринимает попытки расширить повестку того, что поначалу преподносилось миру как первый из серии чисто экономических и призванных обсудить торговые отношения саммитов. Китайские государственные средства массовой информации высказали предположение, что на последующих встречах будет обсуждаться также политическое и военное сотрудничество.
Заявленной долгосрочной целью этих саммитов является создание - пока еще не имеющего определения - Восточно-Азиатского сообщества. "Это такая цель, которая дает Пекину возможность - особенно в отсутствие Соединенных Штатов Америки - попытаться сформировать и возглавить новую региональную силовую ось и обойти транстихоокеанские организации, в которых сегодня играет важную роль Америка.
Это показывает важность настойчивых утверждений Соединенных Штатов Америки, что ее огромный вклад в поддержание мира в регионе в последние полвека дает ей право на определенную роль в новых азиатских структурах. Этот пункт, кажется, поначалу был упущен государственным департаментом США. Нам говорят, что, когда Япония и Сингапур впервые озвучили свою озабоченность в связи с намерениями Пекина - после того как предложение о созыве саммита впервые прозвучало как результат встречи стран АСЕАН и других азиатских стран в ноябре прошлого года - в Фогги Боттом (Foggy Bottom - район Вашингтона, в котором расположено здание Госдепартамента - прим. пер.) его встретили явным отсутствием интереса.
Сейчас, однако, администрация Буша (George W. Bush), кажется, осознала опасность того, что Америку намерены исключить из этой новой региональной структуры - и настойчиво призывает своих союзников помочь исправить ситуацию. Австралийский премьер-министр Джон Ховард (John Howard) говорит, что президент Буш подчеркнул важность этого на их встрече в Белом доме в этом месяце и даже призвал Канберру подписать Договор о дружбе и сотрудничестве (в основном беззубый региональный пакт о ненападении, который, как до этого опасалась Австралия, может подорвать ее договор с Соединенными Штатами Америки о совместной обороне), если такова цена получения Америкой места за столом.
Государственный департамент США совершил некоторые другие ошибки. Как отмечает в своей статье Грег Шеридан (Greg Sheridan), принижение государственным департаментом США значимости трехсторонних переговоров по вопросам безопасности с Австралией и Японией чревато риском послать неверный сигнал двум самым верным союзникам в момент, когда Вашингтон переводит на более высокий уровень свои дипломатические контакты с Китаем.
Ясно, что американским дипломатам предстоит сделать очень многое для налаживания отношений в Азии. Соединенные Штаты Америки, в отличие от Китая, являются демократической страной, и потому у них гораздо больше, чем у Пекина, общего с демократическими лидерами, которые будут присутствовать на встрече в Куала-Лумпуре. Азиатским странам нужно сказать, что, если они хотят продолжать пользоваться защитой американского "зонтика безопасности", на них ложится бремя сопротивляться попыткам Китая вытолкнуть из региона Америку.
В этом плане история является неутешительной. Индонезия, крупнейший член АСЕАН, якобы, была встревожена, когда Китай выдвинул свое предложение о саммите, на котором не будут представлены Соединенные Штаты Америки - но решила не вступать в конфронтацию с Пекином по этому вопросу. Вьетнам тоже неоднократно озвучивал свою озабоченность в частном порядке, однако он не хочет публично бросать вызов китайцам. Отказ Индонезии и Малайзии от предложенной Америкой помощи в патрулировании Малаккского пролива послал прискорбное сообщение в отношении их поддержки сохранения американского присутствия в Азии.
Если южно-азиатские страны не хотят услышать от Пекина предложение, чтобы его корабли патрулировали этот стратегически важный пролив, им следует занять более проактивную позицию, чтобы Америка по-прежнему чувствовала, что в Азии ей рады. Бремя сражаться за присутствие Соединенных Штатов Америки в новых региональных структурах не может лежать на плечах одной лишь Японии. Тот факт, что страны региона без шума согласились на исключение Америки из числа участников будущего Восточно-Азиатского саммита, посылает сообщение, что некоторые азиатские страны готовы рисковать и рассчитывают самостоятельно справиться с возвышением Китая. А Соединенные Штаты Америки, по крайней мере, до своего запоздалого пробуждения, кажется, относились к этой перспективе с достойным сожаления безразличием.