1 августа 2005 года. Через 6 месяцев, если не случится резкой перемены в настроении деспотичного президента Ислама Каримова, личный состав и техника вооруженных сил США уйдут из южной части Узбекистана, и завершится одна из самых деликатных глав истории после 11 сентября. В тот момент будет открыта новая глава для страны, лидер которой перестал следовать написанному сценарию.
Уже делаются простые, но неправильные заключения из скоропалительного решения г-на Каримова положить конец использованию Соединенными Штатами базы Карши-Ханабад (или К-2), доступ к которой он разрешил американцам спустя какие-то дни после зверств 11 сентября. Означает ли это, что будет потеряна ключевая перевалочная база в войне с террором? Если взглянуть на этот вопрос чисто с точки зрения тылового обеспечения, то да. На протяжении большей части последних 4 лет на базе К-2 размещались не менее 1300 американских военнослужащих. Использовавшаяся вначале для бомбовых налетов на лагеря "Аль-Каиды" в Афганистане, база с тех пор стала более важной как пункт распределения помощи. Но означает ли уход американцев стратегическую победу для России в своем старом советском подбрюшье или дипломатическую победу для Китая, который тоже стремится усилить свое влияние во всей Средней Азии? Едва ли.
"Большая Игра", разыгрывавшаяся на всей территории этого по большей части непокоренного региона в конце 19-го столетия, велась за торговые пути, природные границы и лояльность тиранов, которые их контролировали. Если та игра была игрой с нулевой суммой, то разыгрываемый сегодня вариант 21-го столетия явно таковым не является. Соединенные Штаты ведут эту игру с целью демократизации региона и достижения успехов в борьбе против терроризма, а не ради географической сферы влияния, и у них есть альтернативные варианты для К-2. Несмотря на то, что Россия и Китай, как вполне правильно считает Пентагон, "запугивают" бывшие среднеазиатские советские республики, Киргизстан и Таджикистан согласились на продолжение использования Соединенными Штатами своего воздушного пространства и территории. Американские (и английские) войска, разумеется, используют также авиабазу Баграм под Кабулом.
"Мы всегда думаем наперед, - сказал с достаточным основанием министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) после поездки по данному региону на прошлой неделе. - "У нас все будет в порядке". Что еще важнее, даже привычные критики внешней политики Соединенных Штатов больше не смогут обвинять Вашингтон в соучастии в достойной сожаления деятельности г-на Каримова в сфере прав человека. Напротив, аннулирование соглашения об использовании базы К-2 было спровоцировано резким американским осуждением массового убийства узбекскими властями невооруженных гражданских лиц в Андижане в мае с.г. и поддержкой Соединенными Штатами эвакуации в Румынию на прошлой неделе беженцев, укрывавшихся в соседнем Киргизстане. Г-н Каримов требовал их возвращения.
Этот бывший член Политбюро ЦК КПСС за 14 лет с момента обретения Узбекистаном независимости погубил экономику страны и жизни бессчетных тысяч ее граждан. Новая демонстрация Китаем своей поддержки ему настолько же неблагоразумна, что и теплый прием, оказанный на прошлой неделе Роберту Мугабе (Robert Mugabe). Аналогичным образом, Россия рискует повторить свои ошибки на Украине, поддерживая глубоко непопулярную фигуру в узких стратегических интересах. Когда в Ташкенте произойдет смена режима, что, в конце концов, должно случиться, рядовые узбеки не поблагодарят ни того, ни другого из своих соседей-гигантов.