Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кремлевские пиарщики наводят макияж

Кое-кто подвергает сомнению новоявленные проявления дружеского отношения Путина к средствам массовой информации

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В момент, когда Россия занята подъемом со дна моря затонувшей атомной подводной лодки (АПЛ) "Курск", Кремль предпринимает усилия по спасению своего имиджа за рубежом. В последние месяцы правительство приняло меры к тому, чтобы продемонстрировать, по меньшей мере, международной прессе, свое более открытое, честное и либеральное лицо. Большинство специалистов по России подвергает сомнению глубину и важность этой "новой информационной политики", как называет ее Кремль, указывая, что официальный контроль за деятельностью журналистов, освещающих войну в Чечне, стал еще более жестким

Публикация из архива ИноСМИ.Ru. Эта статья была переведена на русский язык 1 августа 2001 года.

____________________________________________________________

Северодвинск. В момент, когда Россия занята подъемом со дна моря затонувшей атомной подводной лодки (АПЛ) "Курск", Кремль предпринимает усилия по спасению своего имиджа за рубежом. В последние месяцы правительство приняло меры к тому, чтобы продемонстрировать, по меньшей мере, международной прессе, свое более открытое, честное и либеральное лицо. Большинство специалистов по России подвергает сомнению глубину и важность этой "новой информационной политики", как называет ее Кремль, указывая, что официальный контроль за деятельностью журналистов, освещающих войну в Чечне, стал еще более жестким.

Однако некоторые обозреватели заявляют, что старые рефлексы Кремля, практиковавшего замалчивание, отгораживание от антимосковских предубеждений и порицание тех, кто приносит дурные известия, действительно уступают место более совершенным технологиям манипулирования средствами массовой информации (СМИ) в западном стиле. "Эта политика направлена на то, чтобы исправить допущенные в прошлом грубые ошибки во взаимоотношениях с общественностью, - говорит Алексей Мухин, директор независимого Центра политической информации, который публикует руководящие указания для российских правительственных структур. - В частности, поведение президента Владимира Путина во время трагедии АПЛ "Курск" в прошлом году было самым настоящим стыдом и срамом". Самый мрачный час президентства г-на Путина наступил, когда в августе прошлого года, во время проведения учений в Арктике, затонула АПЛ "Курск", гордость российского атомного подводного флота, погубив всю свою команду в количестве 118 человек. Российский президент почти неделю скрывался от представителей СМИ на одном из черноморских курортов, пока его приближенные суетились, изворачивались и лгали общественности относительно произошедшего несчастья.

Годом позже Кремль, кажется, полон решимости сделать так, чтобы операция по подъему подводной лодки показала, что российские власти являются полностью компетентными, открытыми и держат всю операцию под своим контролем. На финансируемом Кремлем интернет-сайте (www. strana.ru) сегодня имеется ежедневно обновляемый официальный информационный канал на русском и английском языках, посвященный операции по подъему АПЛ "Курск". Российское правительство организовало для сотен журналистов посещение места гибели АПЛ "Курск" в Баренцевом море и обещало предоставить полную информацию, когда в сентябре подводная лодка будет поднята.

Но критики утверждают, что поставляемые Кремлем новости фактически сводятся к тому, что правды становится меньше. "Мы наблюдаем больше активности, а не больше информации", - говорит Александр Коновалов, директор независимого Института стратегических исследований в Москве. - Журналисты едут в Арктику, но все, что им удается сделать, это поглазеть на океан и, возможно, переговорить по телефону с каким-нибудь российским морским офицером. Все имевшиеся у нас вопросы о причине затопления АПЛ "Курск" и предпринимаемых усилиях по подъему ее со дна моря остались без ответа. Все эти предполагаемые изменения (в информационной политике - прим. пер.) являются чисто косметическими".

Действительно, визит иностранных журналистов на гигантский завод "Севмаш" в Северодвинске на этой неделе не дал ответов на остающиеся сомнения относительно безопасности операции по подъему "Курска". Да, организованная Кремлем поездка на совершенно секретную северную военную верфь с целью осмотра строящегося там оборудования для проведения операции по подъему подводной лодки действительно позволила журналистам встретиться с местным губернатором, с директором завода "Севмаш", с официальным представителем Северного флота и с различными техническими специалистами, но все они уклонялись от обсуждения деталей операции, ограничившись всего несколькими техническими вопросами. И все-таки приверженцы новой политики заявляют, что она реальна и постепенно утверждается.

"Наши руководители понимают, что открытость является обязательным атрибутом демократического общества, и сегодня можно видеть, как эта открытость внедряется в общественную жизнь шаг за шагом", - говорит Вадим Малкин, информационный директор интернет-сайта "Strana.ru", который также предлагает ежедневно обновляемые в режиме он-лайн новости на английском языке, в которых в краткой форме комментируются под углом зрения Кремля события в России.

Ранее в этом месяце г-н Путин разрешил провести первую за более чем шесть лет действительно открытую пресс-конференцию. В течение почти двух часов г-н Путин шутил, предавался воспоминаниям и отвечал на вопросы пятисот российских и иностранных журналистов. В числе прочего г-н Путин пообещал, что вскоре на российском государственном телевизионном канале РТР начнется трансляция в переводе на русский язык в течение нескольких часов ежедневно передач европейского новостного канала "Euronews". Когда в прошлом месяце в Сибири разбился российский авиалайнер Ту-154, в результате чего погибли 145 человек, Кремль немедленно объявил, что г-н Путин "находится в своем кабинете и внимательно следит за событиями". Не прошло и двух часов с момента трагедии, как г-н Путин назначил комиссию по расследованию причин катастрофы, пообещав, что выводы этой комиссии обязательно станут достоянием общественности.

Новое лицо Кремля - произведение Сергея Ястржембского, бывшего дипломата со светскими манерами, который ранее руководил потоком информации из Чечни, этого полностью разрушенного в результате вооруженного конфликта российского региона. Г-н Ястржембский настолько преуспел в деле контроля доступа журналистов в зону военных действий и препарирования поступавших оттуда, нередко очень печальных, новостей, что ранее в этом году г-н Путин сделал его кремлевским информационным царем. "Ястржембский принес с собой совершенно новый стиль, - говорит г-н Малкин. - Теперь можно задавать вопросы и получать на них ответы".

Критики, в числе которых много журналистов, не настолько полны энтузиазма. Многие из них все еще сердиты на российскую власть за то, что Кремль, как они считают, организовал захват независимой телевизионной компании НТВ. "За прошедший год власти задавили альтернативные источники новостей и поэтому сегодня чувствуют себя куда более уверенно, - говорит Людмила Телень, политический комментатор и заместитель директора еженедельника "Московские Новости". - Фактически они используют современные PR-технологии для полировки российского имиджа за рубежом и улучшения подачи новостей в контролируемых государством СМИ. Но, если вам нужны различные взгляды и критическая информация, вы должны обращаться к неуклонно сокращающемуся числу небольших независимых СМИ".

Что касается длящейся вот уже 22 месяца войны в Чечне, Кремль даже не пытается делать вид, что стал более открытым. Москва с самого начала осуществляет жесткий контроль над журналистами, пытающимися освещать конфликт. На прошлой неделе российские военные объявили, что вводятся новые широкомасштабные ограничения, запрещающие любому журналисту находиться в этом регионе без постоянного сопровождениями офицера военной пресс-службы. "Ситуация с правами человека в Чечне становится все хуже день ото дня, но она получает все меньшее освещение, - говорит Сергей Григорьянц, диссидент советской эпохи, который возглавляет фонд "Гласность", осуществляющий независимый мониторинг СМИ. - "В этом можно увидеть всю правду о новой информационной политике. Если Кремль не хочет, чтобы определенные новости стали достоянием общественности, то они и не появятся в СМИ".

Некоторые российские журналисты усматривают в новой информационной политике возврат к прошлому. Вот что говорит Сергей Иваненко, один из руководителей либерального движения "Яблоко" и член комитета Государственной Думы РФ по информационной политике: "Это старый советский стиль - заставить иностранного журналиста поверить в то, что у него особые отношения с властью". Для российских журналистов, говорит он, "становится все труднее нормально работать". "Сегодня стало правилом, что свобода слова разрешена, но только не в прайм-тайм".