Похищение алжирских дипломатов в Ираке подтверждает, что план по уменьшению арабского присутствия в стране по-прежнему продолжает действовать. Случайно ли то, что похищение и объявление о смерти алжирских дипломатов произошло после гибели главы дипломатической миссии Египта в Ираке Игаба Шарифа? О его казни было объявлено, между тем тело посла до сих пор не найдено.
Случайно ли также то, что похищение Шарифа случилось после серии демонстрационных акций, цель которых заключалась в том, чтобы поколебать политическое и дипломатическое присутствие Иордании в Ираке? И, наконец, случайно ли то, что попытки уменьшить арабское присутствие в Ираке совпали с убийством двух представителей арабов-суннитов в комитете, который работает над выработкой новой постоянной конституции страны?
Слово суннитов необходимо в процессе принятия новой конституции. Примечательно, что сторона, которую обвиняют в убийстве двух суннитов-членов комитета, - не группировка аль-Заркави или какая-либо другая террористическая организация, а одна из так называемых 'милиций' партии, стоящей у власти.
Совершенно очевидно, что междоусобная резня продолжится и в будущем, и что есть силы, которые хотят отодвинуть арабов-суннитов от процесса выработки положений конституции. Этот процесс определит судьбу Ирака, останется ли он единым, сохранит ли он свои арабские черты согласно определению Лиги арабских государств.
Внушает беспокойство в этот период желание некоторых сил отделить арабов от Ирака, что ведет к ирано-иракскому сближению.
Конечно, это сближение нельзя не приветствовать, поскольку регион и обе страны нуждаются друг в друге. Однако предпочтительнее, чтобы это сближение не шло в ущерб арабо-иракским отношениям в целом и не осуществлялось за счет единства страны и того, что осталось от ее арабизма.
Без сомнения, сунниты в Ираке несут большую ответственность за то состояние, в котором оказалась страна. Они отказались от участия в политической жизни Ирака, бойкотировали выборы, которые прошли в январе. Однако одновременно необходимо учитывать, что основные шиитские партии, во главе которых стоят партия 'Даува' и 'Высший совет исламской революции', не стремились помочь умеренным силам среди суннитов противостоять радикалам, которые не верят ни во что, кроме терроризма.
Можно сказать, что шиитские партии определенно не сделали ничего, чтобы подтолкнуть суннитов к умеренному крылу. Наоборот, многочисленные действия двух партий вызвали страх у суннитов и вынудили их пойти на сотрудничество с террористами. В числе этих действий можно назвать призыв шиитов к созданию партийных милицейских формирований, чтобы охранять безопасность. Это ведет к реализации планов аль-Заркави - превратить необъявленную гражданскую войну в Ираке в открытую по всему региону.
Американцы вынуждены констатировать, что террористические группировки, которые называют себя суннитскими, увеличивают свою силу и действенность. Как признался в интервью газете 'Нью-Йорк Таймс' офицер американской военной разведки, 'мы арестовали и убили много мятежников, однако их место быстро заняли другие, еще больше, чем было'. Американцы начали убеждаться, что они не могут понять способы действий террористов, как они перемещаются, каким образом прибывают иностранные наемники, которые, как считается, осуществляют большинство операций с участием смертников.
После 27 месяцев американской оккупации Ирака надежды на то, что положение исправится, остается все меньше. Можно сказать, будто страна находится на ладони черта при отсутствии цивилизованного проекта, основанного на идее современной конституции, в которую граждане верили бы больше, чем в необходимость сильной власти, подобной хусейновской. Саддам Хусейн угнетал свой народ. Однако один гнет не должен смениться другим в пользу радикалов и террористов.