После июльских терактов в Лондоне журналисты, писатели, 'говорящие головы', да и простые люди бьются над загадкой: почему четверть мусульман, живущих в Британии, по данным социологических опросов, относится к смертникам, совершившим взрывы 7 июля, с сочувствием.
Тот факт, что британских мусульман, чьи родители получили в этой стране убежище, работу и средства к существованию, так глубоко трогает участь 'угнетенных' мусульман в странах, где они никогда не бывали, просто ставит в тупик.
Предположение о том, что из-за событий в какой-то далекой пустыне представители среднего класса, живущие в Лондоне или Лидсе, начали относиться к террористам с восхищением, кажется абсолютно необъяснимым. Но почему этот феномен выглядит таким уж непонятным и необъяснимым, особенно в глазах американцев? В конце концов, в свое время мы сами вполне терпимо относились к чему-то подобному.
Я говорю о сочувствии к Ирландской Республиканской Армии, которое десятилетиями царило в некоторых общинах американцев ирландского происхождения, и лишь сегодня начинает сходить на нет. Как и поддержка британскими мусульманами терроризма исламских экстремистов, поддержка американцами ирландского происхождения террористов из ИРА выражалась в самых разнообразных формах. Некоторые американские ирландцы раз в год - в День святого Патрика - гордо ходили по улицам с ирландским флагом и восхищались целями, за которые боролась ИРА, но не разделяли ее методов.
Другие - в том числе и те, кто вообще не поддерживал ИРА - собирали пожертвования для католических благотворительных обществ в Ирландии. Находились среди американцев ирландского происхождения и такие, кто под предлогом 'помощи семьям политзаключенных' снабжал террористов из ИРА деньгами на покупку оружия. В 1970-х гг. (пока премьер-министр Маргарет Тэтчер [Margaret Thatcher] не попросила президента Рональда Рейгана [Ronald Reagan] пресечь подобную деятельность) именно их пожертвования служили для ИРА главным источником финансирования. Да и в дальнейшем терпимое отношение к таким действиям было широко распространено.
Конечно, здесь существовало одно важное отличие: ирландские террористы устраивали взрывы не в Нью-Йорке и Бостоне, а за океаном, отчего происходящее казалось как бы отчасти нереальным. Но в Британии люди гибли по настоящему. В 1982 г. - когда при взрыве бомбы, заложенной боевиками ИРА в Гайд-парке, погибли 8 человек - в Нью-Йорке четверо членов ИРА были арестованы при попытке купить у агента ФБР ракеты 'земля-воздух'. В 1984 г. - когда в Брайтоне ИРА попыталась уничтожить британский кабинет министров в полном составе - в США был сорван еще один план 'республиканцев', предусматривавший контрабандный вывоз из страны 7 тонн взрывчатки (в связи с этим делом было арестовано несколько американцев). Даже в 1999 г., уже после того, как ИРА объявила о прекращении огня, во Флориде за контрабанду оружия были задержаны члены одной из ее ячеек, связанные с американской организацией Комитет помощи Северной Ирландии (Irish Northern Aid Committee), более известной по сокращенному названию Noraid.
Просто удивительно, насколько многих американцев подобные вещи не смущали. Среди них были и конгрессмены, например республиканец Питер Кинг (Peter King), член Палаты представителей от Лонг-Айленда: в ходе поездок в Северную Ирландию он останавливался у сторонников ИРА и пил в бэлфастском клубе 'Fellons', членами которого являлись исключительно бывшие боевики Республиканской Армии.
Некоторые из этих американцев родились в Ирландии, как основатель Noraid Майкл Флэннери (Michael Flannery), который как-то заявил: 'Чем больше британских солдат будет возвращаться из Ольстера в гробах, тем лучше' (кстати, в некрологе, опубликованном после его смерти в 1995 г., Флэннери назвали человеком, 'относившимся ко всем без исключения с кротостью и уважением'). Других с Ирландией связывает только происхождение: среди них стоит назвать бизнесмена Тома Макбрайда (Tom McBride), который и сегодня возглавляет отделение Noraid в Хартфорде и по-прежнему отказывается осудить террористов ИРА. 'Думаю, они защищают ту часть населения, которая нуждается в защите', - заявил он в телефонном разговоре со мной.
Следует отметить и то, что настроения американцев оказывали вполне реальное влияние на происходящее. По словам ирландского журналиста Конора О'Клири (Conor O'Clery), более десятка лет изучающего отношения между ирландцами и американцами, ИРА, помимо денег, 'всегда стремилась заручиться моральной поддержкой диаспоры'. Поэтому, когда в 1990-х гг. влиятельные американцы ирландского происхождения вместо 'вооруженной борьбы' (читай, терроризма) стали выступать за 'конституционный национализм' (то есть политический процесс), многие в Северной Ирландии также изменили свою позицию. Прозвучавшее на прошлой неделе заявление ИРА об отказе от вооруженной борьбы по крайней мере отчасти стало результатом многолетнего давления со стороны американцев ирландского происхождения. В этой связи, естественно, можно сделать вывод: если бы такое давление было оказано намного раньше, с террором ИРА было бы покончено уже давно.
Впрочем, в данном случае я говорю не столько о политическом процессе в Северной Ирландии, сколько о необыкновенной привлекательности 'революционного', 'идейного' насилия за рубежом для людей, в остальном настроенных вполне мирно. Чтобы поддаться романтическим 'чарам' терроризма, не обязательно быть мусульманином, или бедняком, или экстремистом. Они точно так же воздействуют и на какого-нибудь американца из среднего класса, не слишком ревностного католика, чья бабушка, по воле случая, родилась в Донегале.
Однако чары подобного насилия можно и развеять, или по крайней мере ослабить, если лидеры той или иной общины этого захотят. Если британские мусульмане задействуют в этих целях все свои религиозные, гражданские и деловые структуры, они со временем, вероятно, смогут покончить с атмосферой терпимости, из-за которой и стали возможны лондонские теракты, как это удалось американцам ирландского происхождения - тот же конгрессмен Кинг сегодня, к примеру, призывает к самороспуску ИРА. Если же у них это не получится, то всегда найдутся добровольцы, готовые погибнуть за 'великое дело', не имеющее к ним самим никакого отношения.
____________________________________________________________
Избранные сочинения Энн Аппельбаум на ИноСМИ.Ru:
Российский имперский миф существует и сегодня ("The Daily Telegraph", Великобритания)
Кто они такие - проамерикански настроенные люди? ("The Washington Post", США)
Магическая защита от терроризма ("The Washington Post", США)
Амнезия "Amnesty International" ("The Washington Post", США)
Российский 'менталитет ГУЛАГа' ("El Pais", Испания)
Извинения ("The Washington Post", США)
9 мая: торжество правды, или 'триумф' сталинизма? ("The Washington Post", США)
Россия смотрит на Меньшого Брата - и тревожится ("The Daily Telegraph", Великобритания)
Последний рубеж России ("The Washington Post", США)
Борцы со свободой ("The Washington Post", США)
Новый "железный занавес" ("The Washington Post", США)
Теперь Ходорковский стал народным миллиардером ("The Sunday Telegraph", Великобритания)
Россия - не дитя малое ("The Washington Post", США)
Россия Санта-Клауса ("The Washington Post", США)